При любом раскладе они лишались значительной части подводных ракетоносцев (ПЛАРБ), до двух авианосных групп, теряли основную часть запасов топлива для Тихоокеанского флота, доки для ремонта авианосцев, тысячи военных специалистов и единственный пункт базирования стратегических подлодок в западном полушарии.
Мат ферзем по незащищенной диагонали: красные начинают и выигрывают. “Пионер” — самая мощная ракета из арсенала советских морских вооружений.
Эй, есть кто живой?! —
В ответ — только ветра вой.
Ядерная крепость на Чукотке
В этих забытых краях, всего в 200 км от США располагалась ракетная база “Гудым” (Магадан-11), на местном сленге — “Портал”. Полностью автономное защитное сооружение, представлявшее высверленный в сопке двухкилометровый тоннель со множеством глухих ответвлений. Входные двери по обоим концам тоннеля имели массу 40 тонн и обеспечивали защиту от ударной волны при прямом попадании боеголовки.
База разделялась на части с разными уровнями доступа. Перемещение грузов по тоннелям осуществлялось электровагонетками по узкоколейной железной дороге. Помимо двух основных шлюзов, имелся еще один выход на поверхность, представляющий стартовое сооружение с раздвижной крышей (т.н. “Купол”).
За пределами основной базы, на поверхности располагался еще ряд геодезически выверенных и подготовленных стартовых позиций с бетонированными подъездными путями для мобильных ракетных комплексов.
Здесь, в постоянной боевой готовности находился ракетный дивизион — три подвижных грунтовых комплекса РСД-10 “Пионер” с двухступенчатой твердотопливной ракетой средней дальности 15Ж45, по западной классификации SS-20 Saber (“Сабля”).
* * *
Ракета комплекса “Пионер” имела разделяющуюся головную часть с тремя блоками индивидуального наведения (мощностью 150 кт) и обладала дальностью полета 4500 км. Прицельная система (ИНС) обеспечивала круговое вероятное отклонение от цели в пределах 500 м.
Транспортно-пусковой контейнер с ракетой размещался на шестиосном шасси МАЗ-547В. Несмотря на значительный вес комплекса (стартовая масса ракеты 37 тонн), полноприводное шасси (12х12) с дизелем мощностью 650 л.с. обеспечивало достаточную мобильность, проходимость и скорость до 40 км/ч по дорогам общего пользования.
За 15 лет эксплуатации не отмечено ни одного случая аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 “Пионеров”. Все пуски признаны успешными. Вероятность попадания в цель достигала 98 %.
SS-20 Saber — “Гроза Европы”, развернутый на западных направлениях с 1976 года. Угроза не осталась незамеченной — в ответ из-за океана прибыл ракетный комплекс “Першинг-2” (впервые размещен в ФРГ в 1983 г.). Маленький смертоносный шедевр фирмы “Мартин-Мариетта” со стартовой массой 7 тонн, оснащенный боеголовкой с радиолокатором.
Несмотря на свою феноменальную точность (КВО — 30 м!), “Першинги” не доставали до Москвы, но были способны “вынести” за минуты позиции РВСН и командные пункты в западных округах. Технологический уровень “Першинга” выходил далеко за пределы возможностей ВПК Страны Советов. Дать адекватный ответ на том же уровне оказалось не под силу, и Союз предложил план по разоружению и ликвидации ракет средней дальности (РСМД, подписанный обеими сторонами в 1987 г.).
“Першинги” уничтожались на стенде методом статического прожига обеих ступеней.
Советские “Пионеры” отстреливались и ликвидировались в ходе пусков в Читинской области, позднее — наземным взрывом без извлечения из ТПК.
К весне 1991 года все было кончено. Сейчас заклятые враги стоят и смотрят друг на друга в музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Скандальный европейский “вояж” комплекса “Пионер”, едва не стоивший конца света, скрывает другую, малоизвестную страницу в истории РСД-10.
Для чего три комплекса были отправлены на заснеженную Чукотку? Для того, чтобы в час “Х” раздолбать морскую базу Китсап (она же Бангор).
Bangor Trident Base
Объект существует с 1977 года. Сейчас там базируются восемь (из 14 находящихся в строю) американских ПЛАРБ класса “Огайо”, каждая из которых несет по 24 БРПЛ Trident-2. Здесь же — ракетное хранилище, причалы с погрузочным оборудованием и комплекс SWFPAC по калибровке систем наведения и выработке полетных заданий для “Трайдентов”.
Единственная база подлодок стратегического назначения ВМС США на Тихом океане.
Помимо стратегов, в Бангоре официально прописаны два подводных атомохода со 156 крылатыми ракетами (USS Michigan и USS Ohio) и три наиболее совершенные многоцелевые подлодки: одноклассники “Сивулф”, “Коннектикут” и подлодка специальных операции “Картер”.
В соседних заливах (Брементон, Эверетт) швартуются авианесущие корабли “Нимиц” и “Джон Стеннис” с кораблями эскорта. Помимо арсенала, на территории военно-морского комплекса располагается крупнейшее топливное хранилище флота (“Манчестер”).
Здесь же находится крупное судоремонтное предприятие — промежуточная станция технического обслуживания “Паджет Саунд” со своей коллекцией ядерных реакторов (снятых со 125 списанных крейсеров и подлодок) и стоянкой кораблей резервного флота. “Паджет-Саунд” — единственное место в западном полушарии, где производится докование атомных авианосцев.
У стенки судоремонтного предприятия постоянно «толпится» множество эсминцев, подлодок и боевых кораблей других классов. В былые времена их было еще больше.
Вот что представляет собой военно-морской комплекс Китсап-Бей на северо-западе США, в окрестностях Сиэтла.
Военные корабли на этом берегу видят с конца XIX века. Но местечко не пользуется славой среди моряков — слишком холодно. Потому большая часть крупных надводных кораблей базируются в краях с гораздо более привлекательным климатом (Сан-Диего, тропический Перл-Харбор, Норфолк, где снег — большая редкость), что значительно упрощает обслуживание и эксплуатацию техники.
Чтобы не испачкать рентгенами вечное калифорнийское лето, атомные подлодки с ЯО загнали на севера. Туда, где они по случайности оказались под прицелом РК средней дальности “Пионер”.
Вместо послесловия
Ядерное оружие было вывезено с Чукотки в 1986 году. Некоторое время территория базы “Магадан-11” использовалась для хранения военного имущества; окончательно военные покинули объект в 2002 году.
Подробный фотоотчет о современном состоянии базы: https://zavodfoto.livejournal.com/5027295.html.