Отечественные глубинные бомбы

Появление подводных лодок оказало большое влияние на дальнейшее развитие всех военно-морских флотов мира. Адмиралам из разных стран пришлось учитывать новый класс техники в тактике и стратегии, а инженеры были вынуждены заняться разработкой нового специализированного оружия, предназначенного для уничтожения вражеских подлодок. Первым типом вооружения, позволившим кораблям уничтожать подводные лодки в погруженном состоянии, стали глубинные бомбы. К концу Первой мировой войны несколько государств разработали свои варианты этого оружия и активно использовали их.

В нашей стране до определенного времени глубинные бомбы не получили должного внимания. Сперва военные не проявляли интерес к подобному вооружению, а позже появились иные причины, по которым флот в течение некоторого времени не располагал специализированными противолодочными системами. Полномасштабное производство отечественных глубинных бомб стартовало только в начале тридцатых годов. В 1933 году на вооружение ВМФ СССР были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1. В целом они были похожи друг на друга, однако имели ряд заметных отличий.


ББ-1

Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель») имела чрезвычайно простую конструкцию, свойственную подобным системам того времени. Боеприпас представлял собой металлическую бочку высотой 712 мм и диаметром 430 мм, заполненную тротилом. Бомба весом 165 кг несла 135 кг взрывчатого вещества. В зависимости от глубины такой заряд позволял надежно поражать цели на дальностях от 5 до 20 м. В верхней крышке «бочки» имелось место для установки взрывателя. Изначально за подрыв бомбы отвечал взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Использование часового механизма позволяло взорвать бомбу на заданной глубине (с некоторой погрешностью). Максимальная глубина применения бомбы ББ-1 с взрывателем ВГБ достигала 100 м.

Схема бомбы ББ-1 с взрывателем К-3. Бомба БМ-1 имела такую же конструкцию.

Подобно зарубежным глубинным бомбам того времени, ББ-1 должна была использоваться вместе с кормовыми и бортовыми бомбосбрасывателями кораблей и катеров. Кормовой сбрасыватель представлял собой наклонную раму с рельсами и механизмом для удержания и сброса бомб. Бортовой – систему для удержания бомбы с небольшими рельсами для спуска боеприпаса за борт. По команде оператора бомба освобождалась и скатывалась за корму корабля или катера. Глубинная бомба ББ-1, имевшая цилиндрическую форму, погружалась со скоростью не более 2,5 м/с. Таким образом, погружение бомбы на максимальную глубину продолжалось не менее 40 секунд, что усложняло атаку подлодок противника.

Гидростатический взрыватель ВГБ не вполне устроил военных. Из-за использования часового механизма это устройство было недостаточно надежным и безопасным в использовании. Кроме того, максимальная глубина подрыва в 100 метров могла быть недостаточной для атаки подводных лодок зарубежных стран (прежде всего Германии), появившихся в конце тридцатых годов.

Для исправления сложившейся ситуации в 1940 году был создан новый гидростатический взрыватель К-3. Вместо сравнительно сложного часового механизма в этом взрывателе использовались гибкая мембрана и шток, которые на определенной глубине должны были воспламенять порох в дистанционной трубке. Новый взрыватель позволил увеличить максимальную глубину подрыва бомбы до 210 м.

Бомбомет БМБ-1 с шточным вариантом бомбы ББ-1.

В 1940 году в Советском Союзе был создан первый бомбомет собственной разработки. Ленинградское СКБ-4 под руководством Б.И. Шавырина разработало шточный бомбомет БМБ-1, представлявший собой мортиру для стрельбы надкалиберным боеприпасом. В качестве «снаряда» для этой мортиры предлагалась бомба ББ-1, на боковой поверхности которой крепился специальный стержень-шток. Бомбомет БМБ-1 путем изменения метательного заряда позволял стрелять на дальность 40, 80 и 110 м.

Несмотря на появление шточных бомбометов БМБ-1, в течение Великой Отечественной войны бомбы ББ-1 в основном использовались «традиционно» – в сочетании с бомбосбрасывателями. Такая методика приводила к кратковременной потере гидроакустического контакта с подлодкой противника, однако позволяла «накрыть» бомбами сравнительно большой участок. Кроме того, рельсовые сбрасыватели были гораздо проще в эксплуатации.




В 1951 году на вооружение флота был принят бесшточный бомбомет БМБ-2. Это оружие представляло собой мортиру калибра 433 мм, способную стрелять глубинными бомбами на дальность 40,80 или 110 м (дальность изменялась установкой ствола на один из трех углов возвышения). В качестве боеприпаса для этой системы первоначально предлагалась глубинная бомба ББ-1, габариты и вес которой учитывался при разработке. Тем не менее, характеристики «Бомбы большой» в конце сороковых годов уже не полностью удовлетворяли требованиям военных, из-за чего вскоре была разработана глубинная бомба БПС, постепенно заменившая ББ-1 в качестве боеприпаса для бомбомета БМБ-2.

БМ-1

Одновременно с «Бомбой большой первой модели» на вооружение ВМФ СССР была принята «Бомба малая первой модели» БМ-1. Оба боеприпаса были похожи с точки зрения конструкции, но отличались габаритами, весом и, как следствие, боевыми качествами. Бомба БМ-1 имела корпус диаметром 252 мм и длиной 450 мм. При общем весе 41 кг БМ-1 несла только 25 кг тротила, из-за чего радиус поражения не превышал 4-5 метров. Скорость погружения не превышала 2,5 м/с.

Отечественные глубинные бомбы

Бомба БМ-1 в экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Фото toto-iono.livejournal.com/

Обе глубинные бомбы образца 1933 года сначала комплектовались взрывателем ВГБ, который в 1940 году уступил место более новому и совершенному К-3. Ввиду меньших размеров и мощности заряда глубинная бомба БМ-1 предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны бомбы ББ-1. Кроме того, «Бомба малая» стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника.

Боеприпасы для бомбомета РБУ

Еще до окончания Великой Отечественной войны бомба БМ-1 стала основой для нового противолодочного боеприпаса. В 1945 году на вооружение советского флота был принят первый отечественный реактивный бомбомет РБУ, предназначенный для использования глубинных бомб РБМ.

Бомба РБМ представляла собой БМ-1 с установленным на ней хвостовым блоком. В цилиндрической части хвостового блока предусматривались твердотопливный реактивный двигатель и кольцевой стабилизатор. Параметры «боевой части» в виде бомбы БМ-1 остались прежними. Общий вес бомбы РБМ достиг 56 кг. РБМ использовалась с гидростатическим взрывателем К-3. В отличие от предыдущих отечественных глубинных бомб, РБМ входила в воду круглым торцом вперед и падала в воду с определенным ускорением. Благодаря этому скорость погружения увеличилась до 3-3,2 м/с.

Бомбомет РБУ

В 1953 году бомбомет РБУ получил новый боеприпас с более высокими характеристиками. Бомба РГБ-12 имела общую длину 1240 мм и диаметр корпуса 252 мм. При общем весе 71,5 кг она несла 32 кг взрывчатого вещества, что позволяло гарантированного уничтожать цели в радиусе 6 метров. Бомба получила комбинированный гидростатический и контактный взрыватель К-3М, позволявший атаковать цели на глубинах до 330 м. Благодаря носовому обтекателю скорость погружения бомбы РГБ-12 достигала 6-8 м/с. Более мощный заряд твердотопливного двигателя позволял бомбе лететь на 1200-1400 м. Залп из восьми бомб РГБ-12 (два бомбомета РБУ) позволял «накрыть» эллипс размерами 70х120 м.

Бомбомет РБУ-1200 и бомба РГБ-12

Реактивная глубинная бомба РГБ-12 оказалась удачной, однако характеристики бомбомета РБУ оставляли желать лучшего. В результате в середине пятидесятых годов ВМФ СССР получил новый бомбомет РБУ-1200 «Ураган», позволявший с большей эффективностью реализовывать потенциал бомбы.

Б-30 и Б-30М

В 1949 году успешно прошли испытания нового бомбомета МБУ-200, разработанного конструкторами СКБ МВ под руководством Б.И. Шавырина. Эта система основывалась на идеях, заимствованных из британского проекта Mk 10 Hedgehog. Бомбомет МБУ-200 имел пусковую установку в виде 24 наклонных стержней-направляющих, на которые должны были надеваться бомбы Б-30.

Подготовка бомбомета БМУ-200 к стрельбе. Матросы устанавливают бомбы Б-30

Глубинная бомба Б-30 имела головную часть цилиндрической формы с обтекателями, а также хвостовую трубу, в которой помещался метательный заряд. Боеприпас весом чуть более 20 кг нес 13-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Интересным нововведением проекта МБУ-200/Б-30 стал ударный взрыватель. Теперь бомбы должны были взрываться не на заданной глубине, а в случае столкновения с твердым предметом, прежде всего с подводной лодкой противника. По некоторым данным, чувствительность взрывателей была подобрана таким образом, чтобы подрыв одной бомбы залпа приводил к детонации остальных 23 боеприпасов.

Дальность стрельбы бомбами Б-30 достигала 200 метров. Раздельная регулировка угла возвышения направляющих позволяла «уложить» все 24 бомбы залпа в эллипс длиной 30-40 и шириной 40-50 м. При правильном определении углов наведения и момента выстрела контактные взрыватели бомб позволяли, как минимум, серьезно повредить подлодку противника.

В 1955 году завершилось создание бомбомета МБУ-600, представлявшего собой дальнейшее развитие системы МБУ-200. Для использования с ним предлагалась обновленная глубинная бомба Б-30М. Она получила корпус меньшего диаметра с обновленными обтекателями. Кожух хвостовой трубы, состоявший из нескольких цилиндрических деталей, имел близкую к конической форму. В хвостовой части бомбы имелся кольцевой стабилизатор, позволявший увеличить дальность стрельбы. Доработка корпуса позволила довести заряд бомбы Б-30М до 14,4 кг. За его подрыв по-прежнему отвечал контактный взрыватель.

Бомбомет МБУ-600 и бомба Б-30М

Глубинная бомба Б-30М получила новую более прочную хвостовую трубу. Также были усилены стержни-направляющие пусковой установки. Эти изменения были связаны с увеличением метательного заряда, позволившим повысить максимальную дальность стрельбы до 640 м. 24 бомбы залпа попадали в эллипс размерами 80х45 м.

Следует отметить, бомба Б-30М, выстреливавшаяся метательным зарядом, стала последним отечественным боеприпасом своего класса, использовавшим подобный метод запуска. Начиная с системы РБУ и глубинной бомбы РГБ-12, все отечественные противолодочные бомбометы используют исключительно реактивные боеприпасы.

БПС

На протяжении Второй мировой войны зарубежные оружейники активно работали над увеличением скорости погружения глубинных бомб, что позволяло повысить эффективность применения этого оружия. При этом первая отечественная бомба с повышенной скоростью погружения появилась только в 1950 году. Боеприпас БПС представлял собой разработку на основе зарубежных наработок, изученных в ходе эксплуатации зарубежных бомб, поставлявшихся по ленд-лизу.

Бомба БПС имела корпус обтекаемой каплевидной формы и хвостовое оперение. При этом общие габариты боеприпаса были примерно такими же, как у бомбы ББ-1. Для удобства использования на головной части и на оперении бомбы имелись кольца, при помощи которых она могла стоять на ровной поверхности или катиться по рельсам сбрасывателя. При общем весе 138 кг бомба БПС несла 96 кг взрывчатого вещества. Использование корпуса обтекаемой формы позволило довести скорость погружения до 4-4,2 м/с. Изначально бомбы БПС оснащались взрывателем К-3. После 1953 года их стали комплектовать более новым К-3М.

Вскоре после появления бомбы БПС было предложено использовать ее не только вместе с рельсовыми сбрасывателями, но и с бомбометом БМБ-2. Как и в случае с бомбой ББ-1, при применении бомбы БПС бомбомет этой модели мог атаковать цель на дистанции 40, 80 и 110 м. Следует отметить, использование бомбы с большей скоростью погружения почти не сказалось на боевых возможностях системы. В начале пятидесятых годов ни у кого не оставалось сомнений в том, что будущее за противолодочными бомбометами, способными стрелять залпом.

РГБ-25

С 1957 года на кораблях советского ВМФ начали устанавливаться новейшие бомбометы РБУ-2500 «Смерч», созданные с учетом опыта эксплуатации предыдущих систем этого класса. Для повышения характеристик системы была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-25. Как и ранее, подлодки противника предлагалось атаковать с помощью неуправляемых реактивных снарядов, способных погружаться на определенную глубину.

Бомба РГБ-25 в экспозиции Центрального морского музея (г. Гданьск, Польша)

Бомба РГБ-25 по своей конструкции напоминала предыдущие реактивные боеприпасы для противолодочных бомбометов. Головная часть диаметром 212 мм вмещала в себя взрыватель и 25,8 кг взрывчатого вещества. Общая длина бомбы – 1,34 м, общий вес – 85 кг. Твердотопливный ракетный двигатель позволял бомбе РГБ-25 лететь на дальность от 550 до 2500 м. Дальность стрельбы задавалась изменением угла возвышения направляющих бомбомета. Обтекаемая форма корпуса бомбы в сочетании с вертикальной скоростью в момент попадания в воду позволила добиться сравнительно высокой скорости погружения – до 11 м/с. Мощность боевой части позволяла поражать цели в радиусе 5 м.

В момент принятия на вооружение реактивная глубинная бомба РГБ-25 оснащалась ударно-дистанционным взрывателем УДВ-25, который позволял производить подрыв боевой части на глубинах от 10 до 320 м или при касании подлодки противника. В 1960 году появился бесконтактный акустический взрыватель ВБ-1М, который устанавливался на бомбу вместе со старым УДВ-25 в его корпусе. Взрыватель ВБ-1М позволял бомбе реагировать на цель, находящуюся на расстоянии до 6 м. Кроме того, акустический взрыватель обеспечивает одновременный подрыв нескольких бомб залпа. При срабатывании ударного взрывателя одной из бомб подрываются все боеприпасы, находящиеся в радиусе 90-100 метров. Использование акустического взрывателя в сочетании с ударным и гидростатическим повышало вероятность поражения вражеской субмарины залпом из 16 глубинных бомб.

РГБ-60

Дальнейшим развитием отечественных реактивных бомбометов стала система РБУ-6000 «Смерч-2», разрабатывавшаяся с учетом максимальной автоматизации заряжания и стрельбы. Специально для нового 12-ствольного бомбомета, появившегося в начале шестидесятых годов, была разработана реактивная глубинная бомба РГБ-60.

Бомба РГБ-60 являлась очередной модернизацией предыдущих боеприпасов семейства и имела минимум внешних отличий. Боеприпас диаметром 212 мм имела длину 1830 мм и вес 119 кг. Заряд взрывчатого вещества – 23,5 кг. Бомба обтекаемой формы, разогнавшись в полете, погружалась со скоростью более 11 м/с. Эффективный радиус взрыва не превышал 5-6 м. РГБ-60 имела один из самых мощных метательных зарядов, благодаря чему могла использоваться для атаки целей на дальностях от 300 до 5800 м.

Схема бомбы РГБ-60

Глубинная бомба РГБ-60 изначально использовалась с ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, позволявшим производить подрыв боеприпаса на глубинах до 450 м. С целью повышения автоматизации процесса подготовки к стрельбе взрыватель получил специальный пятиконтактный разъем, при помощи которого производилась его первоначальная установка. При досылании бомбы в ствол-направляющую бомбомета головной разъем взрывателя подключался к разъему пусковой установки. Перед выстрелом происходило отключение.

С 1966 года бомбы РГБ-60 стали комплектоваться акустическим взрывателем ВБ-2. Как и в случае с взрывателем ВБ-1М, изделие ВБ-2 монтировалось в корпусе основного ударно-дистанционного взрывателя. ВБ-2 может «услышать» цель на дальности до 6 метров. Кроме того, подрыв одной из бомб залпа активирует акустические взрыватели других бомб, находящихся на расстоянии до 100 м.

РГБ-10

Параллельно с бомбометом РБУ-6000 разрабатывалась аналогичная система РБУ-1000 «Смерч-3», рассчитанная для использования других боеприпасов. В качестве средства уничтожения вражеских подлодок этого комплекса была создана реактивная глубинная бомба РГБ-10. Система РБУ-1000 имела только шесть стволов, но разницу в количестве бомб в залпе предполагалось компенсировать могуществом боеприпасов.

Бомбомет РБУ-1000 на БПК «Керчь». Фото flot.sevastopol.info

Бомба РГБ-10 была крупнее и тяжелее РГБ-60. Она имела калибр 305 мм и длину 1,7 м. Внешне бомба была такой же: цилиндрическая головная часть с обтекателем и сравнительно тонкая хвостовая труба с кольцевым стабилизатором. Общий вес бомбы составлял 196 кг при 80 кг взрывчатого вещества боевой части. Столь мощный заряд позволил довести радиус уничтожения цели до 8-10 м. Мощность метательного заряда позволила запускать бомбу РГБ-10 на дистанцию не более 1000 м. Скорость погружения составляла 11-12 м/с.

Бомбы РГБ-60 и РГБ-10 имели одинаковый взрыватель – ударно-дистанционный УДВ-60. По некоторым данным, с середины шестидесятых РГБ-10 оснащались комбинированным взрывателем на основе УДВ-60 и акустического ВБ-2. Использование таких систем позволяет бомбе РГБ-10 взрываться при контакте с целью, на небольшом расстоянии от нее или на заданной глубине.

***

Развитие отечественных глубинных бомб продолжалось в течение нескольких десятилетий и привело к значительному повышению их эффективности. Тем не менее, рассмотренные нами противолодочные боеприпасы основывались на сравнительно небольшом числе идей. Первые отечественные глубинные бомбы представляли собой бочку с зарядом взрывчатого вещества, предназначенную для сброса за борт или за корму корабля (катера) при помощи сбрасывателей различных типов. Затем появилась идея отправлять бомбу на некоторое расстояние от корабля при помощи бомбомета, и дальнейшее развитие подобного оружия пошло именно по этому пути. В конце сороковых идея бомбомета стала развиваться в двух направлениях: одно из них подразумевало использование активных систем, выстреливающих бомбу, другое – реактивных, использующих твердотопливные ракетные двигатели.

Уже в конце пятидесятых годов стало понятно, что наибольшие перспективы имеют реактивные системы, вследствие чего все современные бомбометы кораблей построены именно на этом принципе. Шточные и бесшточные ствольные бомбометы, равно как и сбрасываемые за борт глубинные бомбы, постепенно вышли из эксплуатации.

К настоящему времени даже реактивные бомбометы постепенно приблизились к максимально возможным характеристикам. Несмотря на появление новых систем обнаружения и уничтожения подлодок, дальность стрельбы реактивными глубинными бомбами не превышает нескольких километров. Эффективность такой стрельбы тоже оставляет желать лучшего: даже у самых новых противолодочных бомбометов вероятность поражения цели залпом бомб не превышает нескольких десятков процентов.

Поэтому совсем не удивительно, что в последние десятилетия военно-морской флот предпочитает заказывать промышленности не реактивные бомбометы, а более современные противолодочные ракетные комплексы. Вероятно, пока рано говорить, что время глубинных бомб прошло. Тем не менее, они уже не представляют собой серьезное и эффективное оружие, способное оказать большое влияние на ход войны на море.

По материалам сайтов:
http://flot.sevastopol.info/
http://wunderwafe.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://sovnavy-ww2.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://zonwar.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Без рубрики
.