Спасательное судно «Игорь Белоусов»

В начале сентября произошло событие, которого российский военно-морской флот ждал несколько десятилетий. После долгих лет строительства и нескольких месяцев перехода в порт Владивостока прибыло новейшее спасательное судно «Игорь Белоусов». Прибытие судна к постоянному месту базирования позволяет начать его полноценную эксплуатацию в интересах Тихоокеанского флота и его подводных сил. В честь такого события была организована торжественная церемония встречи спасательного судна, состоявшаяся 5 сентября.

Недавно завершившееся плавание судна «Игорь Белоусов» стартовало в первый день лета. 1 июня судно покинуло порт Балтийска и отправилось к месту службы. За три с лишним месяца судно прошло более 14 тыс. миль, а также сделало несколько визитов в порты зарубежных государств. Планом предусматривались заходы в города Лиссабон (Португалия), Лимассол (Кипр), Салала (Оман), Коломбо (Шри-Ланка), Вишакхапатнам (Индия) и Камрань (Вьетнам). Конечным пунктом маршрута, проложенного через Атлантический океан, Средиземное море, Индийский и Тихий океаны, был Владивосток.


Судно «Игорь Белоусов» во время недавнего похода. Фото Defence.ru

После прибытия на Дальний Восток новейшее спасательное судно смогло полноценно присоединиться к службе аварийно-спасательных работ Тихоокеанского флота. Эта структура ВМФ давно не получала столь серьезной техники, из-за чего появление нового судна позволит значительно повысить возможности в деле спасения терпящих бедствие. При помощи комплекса различных средств судно «Игорь Белоусов» способно участвовать в спасательных операциях при авариях на подводных лодках и надводных кораблях.

Новейшее спасательное судно «Игорь Белоусов» было построено по проекту 21300С «Дельфин», разработанному конструкторами ЦКБ «Алмаз» под руководством А.А. Форста. Целью проекта было создание специального судна, способного осуществлять спасение экипажей кораблей и подводных лодок, терпящих бедствие. Для этого на судне требовалось установить различное оборудование, в том числе предназначенное для проведения подводных работ. В частности, в требованиях к проекту указывалась необходимость применения глубоководного водолазного комплекса и спасательного подводного аппарата.

Спасательное судно «Игорь Белоусов»
Макет, демонстрирующий размещение части специального оборудования. Фото Flotprom.ru

Закладка головного судна проекта 21300С состоялась в декабре 2005 года на предприятии «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург). Судно получило имя «Игорь Белоусов» в честь известного советского кораблестроителя и министра судостроительной промышленности. Строительство спасательного судна оказалось достаточно сложной задачей, из-за чего сроки его сдачи несколько раз сдвигались. В ноябре 2011 года появился очередной документ, оговаривавший график работ. На этот раз судно требовалось сдать военно-морскому флоту до конца 2014 года. После появления этого договора строительные работы ускорились, в результате чего в конце октября 2012 года головной «Дельфин» был спущен на воду.

После завершения основных монтажных работ, к концу 2013 года, удалось начать швартовные испытания судна. Примерно через год «Игорь Белоусов» вышел на первые ходовые испытания. Параллельно с проверками судна оборонная промышленность проводила испытания отдельных образцов аппаратуры и техники, предлагавшихся для использования на нем. Летом прошлого года спасательное судно вышло на государственные ходовые испытания, продолжавшиеся до конца года. 24 декабря этот этап проверок завершился, а на следующий день был подписан акт о приемке судна. На новейшем судне-спасателе подняли флаг ВМФ, а также зачислили его в состав 79-го аварийно-спасательного отряда Тихоокеанского флота. Базой для судна был назначен Владивосток, куда оно должно было отправиться позже.

В течение первого полугодия 2016 года экипаж «Игоря Белоусова» во главе с командиром капитаном 3 ранга Алексеем Неходцевым отрабатывал различные элементы спасательных операций и продолжал освоение специальной техники. Кроме того, велась подготовка к будущему переходу к месту службы. В первый день лета спасательное судно покинуло Балтийск и отправилось во Владивосток. На подобное плавание ушло чуть более трех месяцев. 5 сентября Владивосток принял новое судно.


Раннее изображение спасательного судна. «Адмиралтейские верфи» / Admship.ru

Тихоокеанский флот стал первым оперативно-стратегическим объединением российского военно-морского флота, в состав которого было включено спасательное судно проекта 21300С «Дельфин». В обозримом будущем планируется построить еще три таких корабля, которым предстоит служить в составе других флотов: Северного, Черноморского и Балтийского. Благодаря этому все основные объединения ВМФ получат современную технику, которая обеспечит безопасность экипажей других кораблей и подводных лодок.

Новейшее отечественное спасательное судно является носителем разнообразной аппаратуры, предназначенной для оказания помощи терпящим бедствие и спасения экипажей кораблей или подводных лодок. Одной из самых главных возможностей «Игоря Белоусова» является обнаружение и оказание помощи подлодкам во время аварий. Судно может выполнить ряд специальных работ, а также осуществить эвакуацию экипажа субмарины, лежащей на дне. Также экипаж может осуществлять водолазные и т.п. работы.

Являясь носителем специального оборудования, судно проекта «Дельфин» имеет ряд характерных черт конструкции. В первую очередь необходимо отметить установку внутри корпуса и надстройки различных крупных агрегатов водолазного и глубоководного комплекса. Также на кормовой части палубы проектом предусматривается монтаж подъемных кранов. Конструкция судна была разработана с учетом установки подобных систем, а также некоторых особых требований к ходовым качествам, маневренности и т.д.



Общий вид комплекса ГВК-450. «Тетис Про» / Tetis-pro.ru

Проект 21300С подразумевает строительство судов океанского класса, что сказывается на обводах и габаритах корпуса. «Игорь Белоусов» имеет общую длину 107 м при максимальной ширине 17,2 м. Высота борта в районе миделя превышает 10 м. Компоновка корпуса и надстроек определена в соответствии с целями и задачами судна. Так, на баке помещается вертолетная площадка, позади которой находится сравнительно длинная надстройка с мостиком. За передней надстройкой, после небольшого промежутка, располагается еще один подобный агрегат, вмещающий часть специального оборудования. Кормовая часть палубы является местом установки подъемных кранов, лебедок и другой аппаратуры. Полное водоизмещение судна – 5000 т. Экипаж состоит из 96 человек.

Корабль получил единой энерго-электрической системы с полным электродвижением. Разработка энергетического комплекса велась в ЦКБ «Алмаз» при участии Крыловского государственного научного института. Совместными усилиями специалистов двух организаций был сформирован наиболее эффективный облик энергетических систем. Основой энергоустановки являются шесть дизель-генераторов. Четыре изделия ДГ ВА-1680 имеют мощность по 1680 кВт, два ДГ ВА-1080 – по 1080 кВт. В качестве вспомогательной энергетической установки, дублирующей основную, используются два котлоагрегата КГВ 1,0/5-М с автоматизированным управлением.


Интерьер одной из барокамер. «Тетис Про» / Tetis-pro.ru

Вырабатываемая генераторами электроэнергия подается на два главных электродвигателя Schorch KL6538В-AS06 зарубежного производства мощностью по 3265 л.с. Двигатели соединены с гребными винтами на двух колонках Aquamaster US 305FP. В носовой части корпуса расположены два подруливающих устройства на основе электродвигателей мощностью по 680 кВт каждый.

Использованная энергетическая установка позволяет судну развивать скорость до 15 узлов. При экономической скорости 12 узлов дальность плавания достигает 3000 морских миль. Автономность по топливу и провизии – 30 суток. Мореходность обеспечивает безопасное нахождение в море без ограничений. Работа с водолазным колоколом или подводным аппаратом требует волнения не более 3-5 баллов.

Одним из главных элементов специального оборудования, предлагаемого проектом 21300С «Дельфин», является глубоководный водолазный комплекс. Задачей этого комплекса является обеспечение правильной компрессии и декомпрессии водолазов или спасенных подводников. Все это позволяет повысить эффективность водолазных или спасательных работ. В частности, реализуется т.н. метод длительного пребывания под давлением.


Колокол комплекса ГВК-450. «Тетис Про» / Tetis-pro.ru

Изначально в проекте 21300С предусматривалось использование водолазного комплекса ГВК-450, создававшегося в ЦКБ «Лазурит». Тем не менее, по ряду причин, в январе 2011 года руководство министерства обороны приняло решение о прекращении разработки этого проекта. Вместо комплекса отечественной разработки теперь требовалось использовать одну из аналогичных систем, предлагаемых зарубежными производителями. Вскоре к проекту «Дельфин» привлекли британскую компанию DIVEX и российскую фирму «Тетис Про». Задачей первой был контроль за необходимыми работами, а вторая должна была поставить требуемое оборудование. В 2013-14 годах глубоководный водолазный комплекс нового типа был установлен на построенное судно.

В состав нового глубоководного водолазного комплекса входят пять барокамер, используемых в качестве жилых и бытовых помещений, что позволяет водолазам или спасенным подводникам пребывать в атмосфере с повышенным давлением в течение необходимого времени. В частности, появляется возможность длительной работы водолазов без необходимости проведения полной декомпрессии после каждого погружения: во время работы и отдыха они могут находиться под одинаковым давлением, а единственная продолжительная декомпрессия проводится после окончания операции.


Глубоководный спасательный аппарат «Бестер-1». Фото Wikimedia Commons

Четыре жилые барокамеры при проведении водолазных работ могут вместить 12 специалистов. При спасении подводников, за счет более компактного размещения людей, те же объемы могут вместить до 60 человек. Параметры систем поддержания давления позволяют проводить компрессию и декомпрессию, необходимые для пребывания на глубинах до 450 м. Экипаж корабля имеет возможность постоянно следить за состоянием находящихся в водолазном комплексе и управлять работами всех его систем. Предусматривается аппаратура управления микроклиматом в жилых объемах.

В состав комплекса ГВК-450 также входит водолазный колокол, необходимый для доставки специалистов к месту работ и возвращения на борт судна. Колокол представляет собой относительно компактную барокамеру с набором различного оборудования. Внутри него могут разместиться двое водолазов с полным комплектом необходимого оборудования, а также один оператор колокола. Для перехода в колокол предлагается использовать шлюз на одной из бортовых барокамер спасательного судна. После посадки водолазов колокол подается к вертикальной шахте, доходящей до люка в днище судна-носителя, и затем при помощи спуско-подъемного устройства отправляется к месту работ.

Спуско-подъемное устройство водолазного колокола представляет собой специальный подъемный кран грузоподъемностью 12,5 т, оснащенный аппаратурой для слежения за качкой, нагрузками и другими параметрами. Следящая система устройства отвечает за сохранение правильного положения колокола вне зависимости от качки спасательного судна или других негативных факторов.


Дистанционно управляемый аппарат «Пантера Плюс». Фото Bastion-karpenko.ru

Вывозить экипаж лежащей на дне подводной лодки предлагается при помощи глубоководного спасательного аппарата «Бестер-1» проекта 18271. Этот аппарат представляет собой малогабаритную подводную лодку, имеющую возможность работы на глубинах до 720 м. Аппарат имеет набор движительно-рулевых комплексов для перемещения и маневрирования, а также удержания на месте при стыковочных работах. Важнейшим нововведением проекта 18271 является качающаяся стыковочная камера, предназначенная для контакта с аварийным люком подлодки. За счет изменения положения камеры «Бестер-1» может пристыковываться к подводным лодкам, лежащим на грунте с креном до 45°. При этом сам аппарат остается «на ровном киле». Внутри прочного корпуса имеется место для размещения 22 подводников, которые могут быть спасены за одно погружение.

В транспортном положении глубоководный спасательный аппарат располагается в кормовой части надстройки и выводится из нее при помощи отдельного кранового устройства через крупный бортовой люк. После подъема пострадавших имеется возможность состыковать «Бестер-1» и барокамеры ГВК-450, после чего люди могут остаться на корабле для прохождения декомпрессии.

Для первоначального обследования обнаруженного объекта могут использоваться дистанционно управляемый подводный аппарат «Пантера Плюс» или нормобарические костюмы HS-1200. В первом случае изучение ведется при помощи видеокамер, гидроакустической аппаратуры и манипуляторов, во втором – к объекту опускается водолаз, в распоряжении которого имеется ряд необходимого оборудования. Помимо обследования обнаруженного объекта дистанционно управляемый аппарат или водолаз могут осуществлять его подготовку к дальнейшим работам.


Нормобарический костюм HS-1500. Фото Bastion-karpenko.ru

По имеющимся данным, для поиска подводных лодок и других объектов спасательные суда проекта 21300С должны нести развитый комплекс гидроакустического оборудования. Предусматривается использование гидроакустических станций «Ливадия» и «Анапа», станции звукоподводной связи «Структура-СВН», навигационная станция «Фольклор», а также буксируемый подводный комплекс с магнитометром и гидролокатором бокового обзора, способный работать на глубинах до 2 км.

Также корабль оснащается разнообразной радиоэлектронной аппаратурой для наблюдения за окружающим пространством, навигации, связи, определения метеорологических условий и т.д.

Спасательное судно, по понятным причинам, не получает мощного вооружения, однако несет некоторые типы оружия, предназначенные для самозащиты. Защита от боевых пловцов противника должна осуществляться при помощи двух противодиверсионных гранатометных комплексов ДП-65. Также в угрожаемый период экипажу должны выдаваться 12 переносных зенитных ракетных комплексов, которые могут использоваться для противодействия ударам с воздуха.


Вывод судна «Игорь Белоусов» из эллинга в спусковой плавучий док, 30 октября 2012 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Для выполнения вспомогательных задач спасательное судно может нести два рабочее-спасательных катера проекта 21770 «Катран». Оба катера для судна «Игорь Белоусов» были построены в 2013 году и вскоре прошли необходимые испытания. В транспортном положении оба катера располагаются на подъемных устройствах в кормовой части надстройки, позади отсека для глубоководного аппарата.

Головное судно проекта 21300С «Дельфин» было заложено более десяти лет назад, однако многочисленные сложности, прямо связанные с предполагаемой ролью в составе флота, негативным образом сказались на темпах строительства. Завершить сборку основных конструкций и монтаж оборудования удалось только к 2013-14 годам, после чего первый корабль нового типа вышел на испытания. В течение 2014 и 2015 года «Игорь Белоусов» проходил заводские и государственные испытания. Кроме того, в этот период специалистами промышленности и военно-морского флота велись проверки различных систем, комплексов и аппаратов, которые планировалось использовать на новом судне.

В конце декабря прошлого года государственные испытания нового спасателя завершились подписанием акта о сдаче заказчику. Состоялся подъем флага военно-морского флота, а также зачисление судна в одно из подразделений. Тем не менее, в течение нескольких следующих месяцев судно Тихоокеанского флота оставалось на Балтийском море. Лишь в начале лета оно отправилось к месту постоянной дислокации.


Судно во время ходовых испытаний, зима 2015 г. Фото Militaryrussia.ru

Согласно различным заявлениям официальных лиц, в общей сложности планируется построить четыре спасательных судна проекта 21300С «Дельфин». Головной корабль уже построен, сдан ВМФ и включен в состав Тихоокеанского флота. Еще три судна могут быть построены для прочих оперативно-стратегических объединений. Тем не менее, контракты на строительство новых судов еще не подписаны. Кроме того, остаются неизвестными сроки появления этих документов. На данный момент существуют лишь некоторые оценки, которые могут не оправдаться в дальнейшем.

По последним данным, второй спасатель проекта 21300С может быть заложен в конце 2017 года. Такие сроки возможного начала строительства в конце прошлого года указал заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук. По словам вице-адмирала, строительство второго судна серии начнется только после того, как головное выполнит практические спуски глубоководного аппарата и водолазного колокола, а также будет получен необходимый опыт эксплуатации техники флотом. По результатам эксплуатации «Игоря Белоусова» может быть сформирован список необходимых доработок, которые в дальнейшем должны получить одобрение, что позволит скорректировать исходный проект и построить новые суда.


Кормовая часть корабля, видны краны и рабоче-спасательные катера. Фото Bastion-karpenko.ru

Для получения требуемого опыта эксплуатации головного спасательного судна и его специальной техники, для создания обновленного проекта и прочих работ необходимо некоторое время. Из-за этого в течение нескольких следующих лет ВМФ России будет располагать только одним судном проекта 21300С. По разным оценкам, второй корабль серии может появиться не ранее конца текущего десятилетия. Третий и четвертый систершипы «Игоря Белоусова», соответственно, войдут в строй еще позже.

Тем не менее, даже последние события в контексте проекта 21300С «Дельфин» имеют большое значение для отечественного военно-морского флота. Впервые за несколько десятилетий флот получил новейшее спасательное судно, оснащенное современной аппаратурой различного назначения и способное омогать терпящим бедствие кораблям и подлодкам. Пока ВМФ имеет только одно новое судно, но в будущем должно быть построено еще несколько образцов такой техники, что позволит закрыть текущие потребности и расширить возможности аварийно-спасательной службы.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
https://ria.ru/
http://flot.com/
http://flotprom.ru/
http://admship.ru/
http://tetis-pro.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-745.html

Без рубрики
.