Сухопутная торпеда Véhicule Pommellet (Франция)

Как известно, первые сухопутные торпеды были построены во Франции. Еще в годы Первой мировой войны было предложено строить малогабаритные самоходные машины с дистанционным управлением, несущие подрывной заряд. Тем не менее, такое оружие не получило большого распространения, а затем вышло из употребления. Французские конструкторы вспомнили оригинальную идею только в середине тридцатых годов. Одним из результатов этого стало появление торпеды Véhicule Pommellet.

В середине тридцатых годов все ведущие страны готовились к возможной войне и занимались разработкой перспективных вооружений. Кроме того, военные специалисты совершенствовали различные заграждения и укрепления. Развитие подобных сооружений привело к необходимости создания новых средств преодоления, необходимых для обеспечения продвижения наступающих войск. В определенный момент для решения таких задач предложили использовать уже известные, но давно забытые сухопутные торпеды. Современная элементная база и новейшие технологии позволяли создать перспективные образцы с повышенными характеристиками и избавиться от некоторых проблем прошлого.

Сухопутная торпеда Véhicule Pommellet (Франция)
Первый опытный образец торпеды Véhicule Pommellet

В 1938 году французские специалисты начали разработку перспективной сухопутной торпеды, предназначенной для вооружения инженерных войск. Проект стартовал по инициативе капитана Жана Поммелле, в дальнейшем ставшего главным конструктором. Под руководством этого офицера осуществлялись все этапы проекта, от формирования облика до подготовки серийного производства.

Оригинальный проект получил официальное обозначение, отличавшееся простотой. Его обозначили как Véhicule Pommellet – «Машина Поммелле». Кроме того, использовалось сокращенное имя Véhicule P, в определенной мере скрывавшее фамилию автора проекта. Схожим образом позже обозначили альтернативный проект сухопутной торпеды, созданный другими авторами.

В соответствии с предложением капитана Поммелле, в ближайшем будущем армия должна была получить малогабаритную самоходную гусеничную машину с двигателем внутреннего сгорания и подрывным зарядом большой мощности. Новые наработки в области электроники позволили отказаться от устаревшей и неудобной проводной системы управления, заменив ее радиооборудованием. По предварительным расчетам, подобный облик боевой машины давал определенные преимущества и позволял эффективно решать поставленные задачи.

В последние месяцы 1938 года Ж. Поммелле и его коллеги занимались проработкой технического облика и подготовкой конструкторской документации по новому проекту. Все необходимые работы подобного рода были завершены в самом конце года. 3 января 1939 года офицер открыл в Париже собственное небольшое предприятие, задачей которого была сборка опытных сухопутных торпед. Серийное производство – в случае получения соответствующего заказа – пришлось бы разворачивать на ином заводе, имеющем требуемые мощности.

Проект Véhicule Pommellet предусматривал самое широкое использование наработок в области боевых бронированных машин. При этом, имея определенное сходство с танками и другой бронетехникой, сухопутная торпеда должна была отличаться меньшими размерами и массой. Компоновка корпуса так же определялась в соответствии с известными идеями, но с поправкой на специфику проекта. Так, вместо оружия и боекомплекта перспективная машина должна была нести средства управления и боевую часть.

Ж. Поммелле предложил использовать броневой корпус, собранный из нескольких листов небольшой толщины. Легкое бронирование должно было защищать внутренние агрегаты машины от случайных пуль и осколков, повышая вероятность успешного выполнения поставленной задачи. Для упрощения производства корпус должен был состоять из некоторого количества ровных панелей разных форм и размеров. Между собой бронелисты соединялись болтами и заклепками. Компоновка корпуса в некоторой мере напоминала наработки по проектам «полноценной» бронетехники. Передняя часть корпуса отдавалась под боевую часть. В центре планировалось разместить радиоэлектронную аппаратуру управления. Кормовой отсек должен был вмещать двигатель и трансмиссию.


Испытания не обходились без проблем: испытателям приходится толкать самоходную машину

Корпус Véhicule P отличался простой формой. Его лобовая часть имела невысокий передний вертикальный лист. Снизу к нему присоединялась наклонная деталь. Непосредственно за вертикальным лобовым листом помещалась горизонтальная крыша, занимавшая около половины общей длины корпуса. Борта корпуса располагались строго вертикально. В корме крыши предусматривалась установка невысокой надстройки, позволявшей получить необходимые объемы для монтажа силовой установки. Передний лист надстройки помещался с небольшим наклоном. Бортовые располагались вертикально и фактически являлись продолжением листов основного корпуса. Сзади агрегаты защищались вертикальным бронелистом, а также наклонной деталью, в верхней части которой имелось окно с жалюзи. Надстройка получила горизонтальную крышу с люками для обслуживания двигателя.

Сухопутная торпеда получила собственную силовую установку на основе двухцилиндрового бензинового двигателя воздушного охлаждения. Двигатель помещался в корме корпуса, под надстройкой. Подача воздуха для охлаждения мотора осуществлялась через лючки и жалюзи. С двигателем сопрягалась механическая трансмиссия, обеспечивавшая передачу его мощности на пару кормовых ведущих колес. Выхлопные газы выводились через трубу с глушителем, расположенные на левом борту надстройки. Важной особенностью проекта Véhicule Pommellet являлось использование средств дистанционного управления. Штатные механизмы силовой установки были оснащены электрическими приводами, по радио контролируемыми оператором.

Ходовая часть торпеды была построена на основе уже известных идей. На борту корпуса помещалась продольная балка, закрепленная при помощи вынесенных горизонтальных опор. На балках предлагалось крепить рессорную подвеску тележек. На трех тележках устанавливалось по два опорных катка малого диаметра. Над тележками находились два поддерживающих ролика. Крупное направляющее колесо располагалось на опоре, закрепленной в передней части борта и было вынесено вперед. В корме имелась пара ведущих колес цевочного зацепления. Проект предусматривал применение мелкозвенчатой металлической гусеницы малой ширины.




Для некоторого повышения проходимости на пересеченной местности сухопутная торпеда получила «хвост» по типу применявшихся на ранних танках. В его составе имелся несложный силовой набор и наклонная пластина с загнутой задней частью. При необходимости машину можно было буксировать, используя петлю на лобовом листе.

Проводные системы управления, использовавшиеся в предыдущих проектах, показали себя не самым лучшим образом. Из-за этого, а также в связи с появлением новых технологий, капитан Поммелле решил оснастить свою сухопутную торпеду средствами радиоуправления. В центральном отсеке корпуса должны были устанавливаться приемник радиосигнала, а также средства его обработки и выдачи команд на исполнительные механизмы. Приемная антенна средней длины была установлена на крыше корпуса. Непосредственное управление двигателем, трансмиссией и боевой частью осуществлялось электрическими приводами.

Для поражения объектов противника предлагалось использовать фугасную боевую часть большой массы. Весь передний отсек корпуса отдавался под установку заряда в виде нескольких десятков килограммов взрывчатого вещества. Подрыв планировалось осуществлять при помощи электрического взрывателя, связанного с системой радиоуправления.


Один из поздних прототипов, отличавшихся силовой установкой и усиленной ходовой частью

Перспективная сухопутная торпеда Véhicule Pommellet отличалась от предыдущих разработок своего класса большими размерами. В то же время, она была заметно меньше другой бронетехники того времени. Общая длина изделия не превышала 2-2,5 м при ширине и высоте не более 0,75-1 м. Боевая масса – несколько сотен килограммов. Имеющийся бензиновый двигатель позволял рассчитывать на получение приемлемых характеристик подвижности.

Вместе с самоходной машиной предлагалось использовать пульт дистанционного управления. Несовершенная элементная база привела к тому, что пульт оказывался достаточно крупным и должен был транспортироваться автомобилем. Впрочем, переброска торпеды своим ходом тоже не предусматривалась, что в определенной мере упрощало эксплуатацию и подготовку к боевому применению.

В самом начале 1939 года Ж. Поммелле открыл небольшую фабрику, главной задачей которой являлась сборка опытных сухопутных торпед. По причине ограниченных производственных возможностей это предприятие смогло представить первый прототип только в начале весны. 7 марта того же года прототип Véhicule P доставили на один из армейских полигонов для проведения испытаний. По результатам проверки могла стартовать доработка проекта. В случае успешного завершения работ торпеду можно было предложить заказчику.

В течение нескольких недель специалисты вооруженных сил Франции и авторы проекта проверили представленный комплекс и сделали некоторые выводы. Было установлено, что предложенная торпеда, в целом, способна решать возложенные на нее задачи. Однако в существующей конфигурации изделие далеко не в полной мере устраивало заказчика. Имелись некоторые недостатки, часть которых можно было устранить путем изменения проекта. Избавление от прочих проблем было возможным только при участии смежных предприятий и отраслей.

Одной из проблем проекта Véhicule Pommellet в имеющемся виде стала недостаточная прочность ходовой части. Для исключения поломок во время движения было предложено усилить шасси дополнительной парой продольных балок, закрепленных по бокам от упругих элементов подвески. Также был проработан вопрос замены силовой установки. В частности, последующие опытные образцы получали двигатели новых типов, отличавшиеся большей мощностью.

Даже без соответствующих испытаний было ясно, что имеющаяся система управления по радиоканалу накладывает серьезные ограничения на эксплуатацию перспективной техники. Комплекс мог использовать только одну частоту, из-за чего одновременное применение нескольких торпед фактически исключалось. Несколько работающих пультов могли мешать друг другу и делать невозможным правильное управление торпедами. В дальнейшем следовало принять требуемые меры и исправить этот недостаток, обеспечив возможность выбора рабочей частоты передатчика и приемника.

В середине ноября 1939 года мастерская капитана Поммелле построила и передала на испытания второй прототип сухопутной торпеды. Он получил усиленную ходовую часть с дополнительными продольными элементами и мотоциклетный двигатель нового типа. Через несколько недель появился третий прототип, вновь получивший другую силовую установку. Несмотря на доработку части устройств, второй и третий опытный образцы сохраняли старую систему управления, не позволявшую одновременно использовать несколько торпед.


Та же торпеда Ж. Поммелле, вид на корму

В начале 1940 года военные и конструкторы завершили все необходимые испытания, по результатам которых было принято решение о дальнейшей судьбе проекта. Сухопутные торпеды Véhicule P хорошо показали себя на полигоне и подтвердили возможность эффективного боевого применения против заграждений или укреплений противника. Удобное оружие можно было принимать на вооружение и ставить в серию. В обозримом будущем французская армия должна была получить первые серийные торпеды и начать освоение подобного оружия.

Одновременно с приказом о принятии Véhicule Pommellet на вооружение (по другим данным, за несколько месяцев до него) появился заказ на серийное производство 500 торпед и значительного числа пультов управления. Строительство серийной техники было поручено компании Lorraine. Это предприятие имело большой опыт производства боевых бронированных машин на гусеничном шасси, и потому должно было без труда освоить выпуск новых торпед. За поставку радиоэлектронных устройств отвечала фирма Compagnie Francaise Thompson-Houston. Уже в апреле 1940 года армия увеличила заказ. Теперь она желала получить 2000 сухопутных торпед.

К моменту появления первого заказа на Véhicule P в Европе началась новая война, и Франции пришлось готовиться к возможному участию в боях. Одним из последствий этого стал недостаток ресурсов, необходимых для строительства оружия и техники различных типов. Такой дефицит ударил по выпуску сухопутных торпед, и темпы их производства оставляли желать лучшего. По имеющимся данным, до нападения гитлеровской Германии французская промышленность успела собрать лишь 11 новых изделий.

Точные сведения о дальнейшей судьбе построенных торпед Ж. Поммелле отсутствуют. Согласно одним источникам, вся эта техника так и не добралась до войск. Изделия могли разобрать прямо на заводе-изготовителе, не допустив их попадания в руки врага. Другие источники утверждают, что несколько дистанционно управляемых машин успели попасть в части, и позже были использованы для борьбы с немецкими танками. Так или иначе, всего 11 сухопутных торпед не могли оказать заметного влияния на ход боев.

С началом оккупации все работы по развитию сухопутных торпед практически остановились. Встречаются упоминания о том, что капитан Поммелле пытался разрабатывать новые проекты подобного рода, но все эти работы не привели к реальным результатам. Проект Véhicule P получил второй шанс только осенью 1944 года, когда войскам союзников удалось освободить часть регионов Франции.

16 октября 1944 года появился заказ на сборку трех десятков сухопутных торпед. Ограниченные промышленные возможности освобожденных районов не позволили быстро выполнить этот заказ. Требуемая партия техники была достроена и передана заказчику только в конце марта следующего 1945 года. Незадолго до этого несколько готовых серийных торпед показали заказчику на одном из доступных полигонов. Известно, что на тот момент изделия сохраняли ряд недостатков, связанных с применением не самой совершенной аппаратуры управления. Тем не менее, заказ был выполнен в полной мере.


Сухопутные торпеды послевоенной постройки

По имеющимся данным, в течение 1945 года Ж. Поммелле занимался совершенствованием имеющейся техники. Не менее десятка сухопутных торпед получили усиленные агрегаты. Кроме того, они были оснащены топливными баками большей емкости, позволившими увеличить запас хода. Впрочем, ограниченная мощность передатчика не позволяла серьезно увеличить практический радиус действия комплекса.

Также сразу после окончания войны был разработан новый вариант сухопутной торпеды, имевший схожую архитектуру, но основанный на иных узлах и агрегатах. Однако, насколько известно, эта машина даже не справилась с испытаниями. Из-за технических проблем опытный образец такой торпеды был разбит и не подлежал восстановлению. На этом капитан Поммелле прекратил разработку нового оружия.

По известной информации, эксплуатация трех десятков сухопутных торпед Véhicule Pommellet, построенных в 1944-45 годах, продолжалась в течение всего нескольких месяцев. Уже в начале 1946-го от такого оружия отказались. В существующем виде оно имело определенные проблемы, мешавшие нормальному боевому применению. Кроме того, такая техника уже не в полной мере соответствовала требованиям возможной войны, а также не устраивала военных рядом других своих особенностей.

В начале 1946 года вышел приказ о снятии Véhicule P с вооружения. Все имевшиеся в наличии изделия этого типа следовало отправить на разборку. Таким образом, из четырех десятков сухопутных торпед конструкции Ж. Поммелле, построенных перед оккупацией и после нее, до наших дней ни одна не дожила. Увидеть эти изделия теперь можно только на немногочисленных сохранившихся фотографиях.

С точки зрения основных положений и предполагаемой роли на поле боя сухопутная торпеда Véhicule Pommellet представляла большой интерес для армии Франции или зарубежных государств. Тем не менее, недостаточное совершенство имевшихся радиоэлектронных компонентов привело к появлению определенных проблем. Затем, уже после запуска серийного производства, по реализации проекта серьезно ударил дефицит требуемых материалов и комплектующих. Попытка возобновить производство в конце 1944 года тоже не привела к желаемым результатам. Более того, к этому времени исходный проект устарел и окончательно перестал соответствовать требованиям времени.

Предвоенная попытка создания сухопутной торпеды могла иметь положительные последствия, однако ряд факторов помешал реализации всех планов. В послевоенный период французское командование изучило имеющиеся проекты Жана Поммелле, и разочаровалось в оригинальном предложении. В дальнейшем Франция не занималась тематикой сухопутных торпед, предпочтя им иные средства уничтожения объектов противника.

По материалам:
https://aviarmor.net/
http://forum.valka.cz/
http://warspot.ru/
http://ww2f.com/
Everett H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.

Без рубрики
.