Сухопутная торпеда Vickers Mobile Land Mine (Великобритания)

В середине тридцатых годов прошлого века Великобритания приступила к изучению проблем создания перспективных дистанционно управляемых машин различного назначения. В течение нескольких следующих лет был создан ряд новых проектов, в том числе и самых оригинальных. Так, вместе с полноразмерной полноценной военной техникой предлагалось строить малогабаритные самоходные подрывные заряды. Самый успешный британский проект такого рода носил название Vickers Mobile Land Mine.

Первые предложения в области дистанционно управляемой военной техники появились еще в 1935 году и подразумевали строительство самых разных образцов. Прежде всего, предлагалось строить средние и крупные самоходные машины того или иного назначения, оснащенные радиокомандной системой управления. Тем не менее, инженеры не прошли мимо идеи малоразмерной техники, контролируемой по проводам. Как вскоре выяснилось, именно такой облик позволял машине эффективно решать некоторые специфические боевые задачи.


Еще в годы Первой мировой войны в нескольких странах были предложены проекты т.н. сухопутных торпед – малогабаритных дистанционно управляемых машин, несущих сравнительно крупный заряд взрывчатого вещества. По ряду причин, такая техника не получила широкого распространения, однако время от времени предпринимались попытки вновь использовать оригинальные идеи. Новые проекты подобного рода начали создавать незадолго до начала Второй мировой войны.

Сухопутная торпеда Vickers Mobile Land Mine (Великобритания)

До самого конца тридцатых годов британская компания Metropolitan-Vickers занималась предварительной проработкой перспективного проекта и потому не была готова представить опытные образцы в полной боевой комплектации. Первые прототипы, отличавшиеся упрощенной конструкцией и неполным составом бортового оборудования, исключающим боевое применение, были построены и испытаны только в 1940 году. Успешное проведение проверок позволило продолжить необходимые работы, и вскоре на полигон вывели первые полноценные прототипы боевых машин.

Изначально концепт-проект компании «Виккерс» носил рабочее название Beetle («Жук»). Впоследствии, не позднее начала испытаний опытных образцов, проект переименовали. Теперь его обозначили как Mobile Land Mine («Подвижная наземная мина»). Такое название полностью раскрывало суть разработки. Следует отметить, что, несмотря на такое обозначение, оригинальный боеприпас полностью соответствовал идеям т.н. сухопутных торпед.

Изначально изделие Vickers Mobile Land Mine рассматривалось исключительно в качестве самоходного подрывного заряда. Управляемая оператором машина должна была скрытно выдвигаться к укреплению или иному объекту противника и, подойдя на минимальное расстояние, подрывать свою боевую часть. Крупный заряд мог без особых затруднений разрушить деревоземляную огневую точку или нанести повреждения бетонному сооружению. Таким образом, «Жук» предназначался для инженерных частей, одной из задач которых была борьба с защищенными сооружениями противника.

Вскоре круг задач самоходной мины расширили. Предложенный технический облик изделия позволял применять его в иных целях. Так, целью подвижного боеприпаса могли стать танки противника. Определенные результаты предполагалось получить и при использовании Mobile Land Mine в качестве подрывного заряда для обезвреживания минно-взрывных заграждений. Позже эти идеи получили развитие, в результате чего на испытания вышли новые мины с характерными особенностями.

После проверки первых опытных образцов упрощенной конструкции компания Metropolitan-Vickers изготовила полноценные прототипы с полной комплектацией. Изучая имеющиеся требования и возможности, авторы проекта сумели найти достаточно простую и удобную архитектуру изделия, способную оптимизировать основные его характеристики. Кроме того, им удалось решить проблему сравнительно низкой проходимости, связанную с малыми габаритами машины.

Проектом Mobile Land Mine предлагалась сборка самоходной машины с корпусом максимально простой конструкции. Фактически он должен был представлять собой металлический ящик прямоугольной в плане формы со скругленными передней и задней частями. Для доступа к внутренним устройствам в крыше корпуса предусматривались небольшие прямоугольные лючки. Подобно ранним танкам, «Подвижная наземная мина» должна была получить ходовую часть, гусеницы которой охватывали некоторую часть бортов корпуса.

На верхней крышке корпуса имелись выступающие элементы того или иного назначения. Так, на продольной оси со сдвигом вперед устанавливался небольшой цилиндр неясного назначения. По некоторым данным, в нем должен был устанавливаться контактный взрыватель боевой части. Непосредственно за цилиндрическим кожухом помещалась треугольная деталь, задняя часть которой сопрягалась с прямоугольным каналом кабелей управления. Последний находился в кормовой части крыши и имел разъемы для установки кабеля.

По известным данным, корпус изделия отличался крайне простой компоновкой. Передняя его часть отдавалась под монтаж боевой части большой мощности, а кормовой отсек вмещал пару двигателей. Авторы проекта посчитали, что самоходный боеприпас не должен иметь собственного барабана для транспортировки проводов. Кабель следовало выдавать со стационарной катушки, помещенной рядом с местом старта.

Силовая установка сухопутной торпеды «Виккерс» была крайне простой. В кормовой части корпуса, друг напротив друга, поместили пару электрических двигателей малой мощности. Их валы выполняли функции осей ведущих колес. Какая-либо трансмиссия, способная серьезно усложнить конструкцию машины, не применялась. Управление работой двигателей должно было осуществляться путем изменения параметров подводимого тока.

Конструкцию ходовой части тоже упростили до максимума. На каждом борту, в его передней и задней частях, помещалась пара колес большого диаметра. Ободы крупных колес незначительно выступали за пределы боковой проекции изогнутых лба и кормы. Использовалась жесткая подвеска. На переднем направляющем и кормовом ведущем колесе предлагалось натягивать гусеницу оригинальной конструкции. Верхняя ветвь гусеницы должна была скользить по специальной полке на борту корпуса. Поддерживающие ролики не использовались. Для усиления ходовой части первый прототип получил внешние продольные балки.




Изделие Vickers Mobile Land Mine нуждалось в особой гусенице. Специфическая конструкция ходовой части привела к резкому сокращению клиренса, из-за чего мина могла застрять на любой кочке достаточного размера. Для решения этой проблемы была предложена необычная гусеница. Ленту следовало собирать из траков с металлическими накладками-грунтозацепами двух типов. Грунтозацеп первого типа имел среднюю ширину, а его передняя и задняя грани зубчатой формы выгибались наружу. Второй грунтозацеп, в целом, повторял эту конструкцию, но был почти вдвое шире за счет наличия крупного бокового элемента.

В составе новой гусеничной ленты более широкие траки следовало устанавливать через каждые пять стандартных. Две ленты, в свою очередь, натягивались на ходовую часть так, чтобы крупные грунтозацепы были повернуты внутрь, оказывались в пределах проекции корпуса и располагались в шахматном порядке. За счет этого днище корпуса при движении постоянно находилось над грунтозацепами, и машина почти не рисковала «засесть» на высокой кочке.

Управлять парой электрических двигателей предлагалось при помощи систем контроля подачи тока. Для получения энергии и команд сухопутная торпеда от «Виккерс» должна была использовать три кабеля достаточной длины. Они подключались к кормовым разъемам и должны были подаваться со стационарной катушки. За выдачу команд отвечал пульт достаточно простой конструкции, оснащенный несколькими кнопками, переключателями и реостатами. С его помощью оператор мог подавать команды для движения вперед и назад, а также для поворота в нужную сторону.

Сухопутная торпеда нового типа должна была тянуть за собой провода питания и управления, что приводило к определенным рискам. При маневрировании провод мог попасть под гусеницы. Это привело бы к его обрыву или даже к блокировке ходовой части. В любом случае подвижная мина вышла бы из строя. На этот случай проект Mobile Land Mine предусматривал использование специальной защитной рамы. На боковых полках корпуса поместили вертикальные треугольные опоры. V-образная система из металлического прута появилась на корме корпуса. На четырех таких опорах установили П-образную раму, поднятую над ходовой частью. При поворотах машины кабель управления должен был перемещаться по этой раме, оставаясь на безопасной высоте над гусеницами. Чрезмерное смещение вперед исключалось бортовыми опорами достаточной высоты.

Вместе с подвижной миной следовало использовать выносной пульт управления и источник питания. Для эксплуатации в войсках могли предложить один из существующих бензиновых генераторов с достаточными характеристиками, установленный на серийном автомобильном шасси. При наличии некоторого свободного места такая машина могла бы не только обеспечивать мину электроэнергией, но и перевозить ее к месту боевой работы.

Изделие Mobile Land Mine от компании Metropolitan-Vickers получилось достаточно компактным, однако не отличалось малой массой. Общая длина мины незначительно превышала 1 м. Боевая масса – не более 170-200 кг. При этом на борту имелось 120 фунтов (54,4 кг) взрывчатого вещества. Два электрических двигателя позволяли развивать скорость до нескольких километров в час и преодолевать несложные препятствия.

Дальность хода и радиус действия фактически ограничивались лишь возможностями имеющегося генератора и длиной кабеля питания / управления. Кроме того, радиус действия зависел от возможностей оператора в контексте наблюдения за удалившейся самоходной машиной. На практике удалось получить эффективную дальность действия на уровне 1100 ярдов (чуть более 1 км).

Испытания первого опытного образца Vickers Mobile Land Mine, лишенного боевой части, были проведены в 1940 году. Проверки показали принципиальную возможность решения основных боевых задач по разрушению сооружений противника. При тех или иных затруднениях, сухопутная торпеда выводилась оператором к цели и условно подрывалась, демонстрируя возможность нанесения самого серьезного ущерба. Если учесть особенности европейского театра военных действий Второй мировой, подобные изделия могли поступить в эксплуатацию и найти применение на всех фронтах.

По результатам первых испытаний имеющийся проект был незначительно изменен. В частности, ходовая часть осталась без бортовых продольных балок. Те или иные коррективы могли вноситься и в конструкцию других агрегатов. Также в имеющийся проект можно было внести более серьезные изменения, необходимые для получения новых возможностей. Именно таким способом были созданы амфибийный и специализированный противотанковый варианты подвижной мины.

Специалисты «Виккерс» учли особенности европейских ландшафтов и климата, после чего создали улучшенный вариант мины. Вскоре на испытания вышел герметизированный вариант самоходного подрывного заряда, способный двигаться по суше и преодолевать неглубокие водные преграды по дну. Амфибийный вариант сухопутной торпеды мог найти применение в ходе самых разных операций и повысить эффективность работы военных инженеров.

Самоходный боеприпас мог использоваться в качестве управляемого противотанкового оружия. Его можно было направлять к танку противника и подрывать в нужный момент. Кроме того, «Подвижную сухопутную мину» предлагалось использовать против танков иным способом. В таком случае на корпусе следовало закреплять проволоку достаточной длины. Последняя должна была размещаться на пути бронетехники противника. Мина при этом устанавливалась в небольшом замаскированном укрытии.

Вражеский танк должен был срывать проволоку с креплений и, продолжая движение, наматывать ее на гусеницы. Тем самым он подтягивал к себе изделие Mobile Land Mine. При ударе о бронемашину боевая часть подрывалась. Взрыв должен был происходить у борта танка, традиционно имеющего не самую значительную толщину. 54,4 кг взрывчатки могли сорвать с мест элементы ходовой части, пробить бортовую броню, нанести повреждения внутренним агрегатам, а также поразить экипаж.

Испытания нескольких опытных образцов «Подвижной сухопутной мины» от компании Metropolitan-Vickers продолжались в течение нескольких месяцев, и к концу 1940 года командование приняло решение о дальнейшей судьбе оригинальной разработки. Проанализировав результаты полигонных испытаний, военные решили принять изделие на вооружение и запустить его серийное производство. Первый контракт, подписанный в том же году, оговаривал поставку полусотни сухопутных торпед. В какой именно конфигурации из трех существующих следовало выполнить эти изделия – неизвестно.

Можно предположить, что контракт на поставку Mobile Land Mine был прямо связан с текущей подготовкой к возможному десанту немецких войск на Британские острова. После известных событий мая-июня 1940 годов армия Великобритании нуждалась в любой техники и вооружениях, способных вернуть требуемую боеспособность. Сухопутные торпеды от «Виккерс» вполне могли найти применение в противотанковой обороне и поспособствовать защите страны от ожидаемого нападения.

Тем не менее, в этот период возможности промышленности оставляли желать лучшего. Недостаток ресурсов и производственных мощностей, связанный с ускоренным выпуском необходимой продукции, приводил к замедлению или даже остановке производства иных изделий. По-видимому, именно эти обстоятельства негативным образом сказались на сборке подвижных мин. Насколько известно, в течение нескольких первых месяцев после получения заказа компания Metropolitan-Vickers не смогла собрать и поставить военным ни одной серийной торпеды.

Со временем вероятность нападения Германии сократилась, а ситуация с выпуском продукции военного назначения стабилизировалась. Все это позволило отказаться от выпуска «мобилизационных» образцов вооружения и техники в пользу более сложных, но эффективных изделий. Проект Vickers Mobile Land Mine получил шанс дойти до нормального серийного производства, однако этого не случилось. По тем или иным причинам, выпуск самоходных подрывных зарядов не был налажен ни в 1940 году, ни позже.

Контракт на выпуск 50 сухопутных торпед оставался в портфеле заказов фирмы-разработчика до 1944 года. После нескольких лет безрезультатного ожидания военные решили разорвать имеющийся договор и отказаться от принятия Mobile Land Mine на вооружение. Таким образом, выпуск таких изделий ограничился несколькими опытными образцами, отличавшимися друг от друга. Ни одной серийной мины не собрали.

Нельзя не отметить, что решение об отказе от перспективной сухопутной торпеды было принято в то время, когда такое оружие могло представлять особый интерес для британской армии. В начале июня 1944 года войска Великобритании высадились в Нормандии и сразу столкнулись с проблемой в виде развитых инженерных сооружений противника. В такой ситуации инженерам могли пригодиться дистанционно управляемые самоходные подрывные заряды. Потому остается только гадать, как прошла бы высадка в случае наличия у британских войск серийных изделий Vickers Mobile Land Mine.

Известные сведения позволяют предполагать, что серийные «Подвижные сухопутные мины» могли бы хорошо показать себя на полях сражений. Положительными чертами такого оружия были сравнительно большой радиус действия и значительная масса взрывчатого вещества на борту. Даже одна мина, правильно выведенная на цель, могла самым серьезным образом повлиять на оборону противника. Герметизированный вариант торпеды позволял пересекать различные неглубокие водные преграды или даже применять оружие с судов, подошедших к берегу. Наличие отдельного противотанкового варианта позволяло организовывать засады на пути бронетехники противника.

Впрочем, имелись и заметные недостатки. Изделие не оснащалось броневым корпусом, из-за чего могло быть повреждено или уничтожено случайной пулей. Три провода, тянущиеся за сухопутной торпедой, тоже могли пострадать с понятными результатами. Почти любое повреждение внутренних агрегатов или кабельной линии управления автоматически выводило изделие из строя и не позволяло продолжать выполнение поставленной задачи.

Сухопутная торпеда компании «Виккерс» имела характерные и принципиально неустранимые недостатки, способные уменьшить ее реальную эффективность на поле боя. Тем не менее, на судьбу интересного проекта, по всей видимости, повлияли не технические особенности мины, а трудности производственного характера. По тем или иным причинам, производство подвижных мин не удавалось начать в течение нескольких лет. На четвертый год ожидания серийных изделий армия Великобритании решила отказаться от имеющегося заказа, и проект потерял все перспективы.

Насколько известно, проект «Подвижной сухопутной мины» компании Metropolitan-Vickers оказался единственной британской разработкой своего класса, доведенной до испытаний и рекомендованной к серийному производству. Однако дальше проект не продвинулся. Специфическая ситуация начала сороковых годов и новые успехи в области других вооружений со временем позволили Великобритании отказаться от развития направления сухопутных торпед. В дальнейшем такое оружие не разрабатывалось и не испытывалось.

По материалам:
https://aviarmor.net/
http://ww2f.com/
https://strangernn.livejournal.com/
https://shusharmor.livejournal.com/
Everett H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.

Без рубрики
.