В годы Второй мировой войны боевые корабли Великобритании и дружественных ей стран использовали широкий спектр противолодочных средств, в том числе бомбометы нескольких моделей. Наиболее удачным в итоге был признан комплекс Hedgehog, тогда как другие серийные образцы показывали менее высокие результаты. Наконец, ряд проектов не продвинулся дальше испытаний. Одними из не самых удачных разработок оказались многоствольные противолодочные бомбометы Fairlie Mortar и Thornycroft Mortar.
История программы разработки противолодочных систем Fairlie Mortar восходит к концу тридцатых годов. В 1939 году организация ASW research group («Группа исследований противолодочной обороны»), работавшая в г. Ферли, получила задание сравнить разные варианты систем борьбы с подлодками. Следовало определить, какое оружие отличается большей эффективностью: одна крупная глубинная бомба с зарядом массой 1600 фунтов (726,4 кг) или большое число 25-фунтовых (11,35 кг) боеприпасов. С учетом результатов этих исследований планировалось выбрать дальнейшие пути развития противолодочного вооружения.
Испытания показали, что тяжелая глубинная бомба гарантированно поражает условную подлодку даже при значительном промахе, но достаточно сложна в эксплуатации. Значительное число менее крупных боеприпасов позволяло объединить приемлемое могущество боевой части с достаточной вероятностью поражения цели. Как следствие, от развития тяжелых бомб отказались в пользу изделий малого и среднего веса.
Бомбомет Thornycroft Mortar на палубе эсминца HMS Whitehall (I94), 27 июля 1941 г.
Глубинные бомбы сравнительно малой массы можно было отправлять к цели при помощи специальных средств запуска и тем самым увеличивать дальность стрельбы. Уже в начале 1940 года военное ведомство выдало новое техническое задание на создание перспективного противолодочного оружия. Военные пожелали получить противолодочный бомбомет, способный одним залпом выстрелить несколько боеприпасов с достаточной полезной нагрузкой. Конкретные черты технического облика такого оружия следовало определить в ходе последующих работ.
В соответствии с названием города, где располагалась Группа исследований ПЛО, а также с учетом оптимального облика бомбомета новый проект получил рабочее обозначение Fairlie Mortar – «Мортира Ферли». Впоследствии одна из разработок этой программы, развивавшая существующие идеи, была названа Thornycroft Mortar («Мортира Торникрофт») – по названию компании-разработчика. Также бомбометы получали те или иные неофициальные прозвища.
По имеющимся данным, специалисты по противолодочной обороне достаточно быстро определились с боеприпасом для новых бомбометов. Это оружие должно было атаковать цели при помощи серийных глубинных бомб типа Mark VII. В базовой версии, принятой на вооружение в конце тридцатых годов, такая бомба имела цилиндрический корпус с тонкими стенками и гнездом для установки гидростатического взрывателя. При общей массе 420 фунтов (191 кг) бомба несла 290 фунтов (132 кг) тротила. Она могла погружаться со скоростью до 3 м/с. Взрыватель срабатывал на заданной глубине, которая не должна была превышать 300 футов (91 м).
Первый проект перспективного оружия разрабатывался сотрудниками ASW research group. При этом они были вынуждены прибегнуть к помощи конструкторов компании Vickers-Armstrong. Совместными усилиями военные и сотрудники частной компании сформировали общий облик оружия и проработали различные особенности его конструкции.
Проект, ставший результатом совместной работы «Виккерс-Армстронг» и Группы ПЛО, предлагал использование сразу двух унифицированных пусковых установок. Эти устройства предлагалось монтировать на баке и юте корабля, либо по бокам от надстройки. Конкретная конфигурация противолодочного оружия могла определяться в соответствии с особенностями носителя.
Основой бомбомета Fairlie Mortar должна была стать неподвижная платформа с креплениями для артиллерийской части. Последняя представляла собой обойму с пятью крупными стволами. Для компенсации бортовой качки обойма могла перемещаться вокруг продольной оси, сохраняя требуемое положение стволов. Обойма также комплектовалась несложным стабилизатором, сокращавшим негативное влияние качки. Похожая конструкция позже будет использована в новых проектах.
Запуск глубинных бомб Mark VII предлагалось осуществлять при помощи пяти стволов малой длины. Стволы не имели нарезов и должны были заряжаться с дула. Пять стволов следовало жестко закреплять в общей обойме с фиксированным углом возвышения. По некоторым данным, они могли располагаться с небольшим наклоном относительно продольной вертикальной плоскости. В таком случае обеспечивалось небольшое разведение вылетающих бомб. Поперечный наклон десяти стволов на двух установках следовало определять таким образом, чтобы точки падения бомб образовывали круг.
Рядом с двумя пусковыми установками следовало монтировать средства хранения и подачи боекомплекта, а также легкие подъемные краны для загрузки бомб. При подготовке «Мортиры Ферли» к стрельбе требовалось поднимать боеприпасы на большую высоту, и для этого были нужны соответствующие технические средства.
Вскоре после старта проекта Fairlie Mortar появилось альтернативное предложение. Частная судостроительная фирма John I. Thornycroft & Company приступила к разработке своего собственного противолодочного бомбомета под существующий боеприпас. Этот проект получил обозначение Thornycroft Mortar. Кроме того, его именовали Long-range deep charge thrower («Пусковая установка глубинных бомб большой дальности»). За характерный внешний вид опытный образец получил прозвище Five Wide Virgins («Пять толстых дев»).
Как ясно из неофициального названия проекта, специалисты компании «Торникрофт» предложили использовать только одну пусковую установку с пятью стволами. На палубе корабля следовало монтировать усиленную прямоугольную платформу, на которой предлагалось устанавливать сам бомбомет. Последний состоял из пяти отдельных стволов, установленных неподвижно. Такой способ монтажа не предъявлял особых требований к прочности корабля, но исключал применение каких-либо средств стабилизации.
Моряки грузят глубинную бомбу типа Mk VII
Каждый из пяти элементов бомбомета Thornycroft Mortar состоял из трех основных агрегатов. Первый – прямоугольная платформа с продольными брусьями для опоры на палубу. Сразу на платформе при помощи большого числа болтов крепилась казенная часть ствола, выполненная в виде короткой наклонной трубы с треугольным подкосом. Так же на болтах к казеннику следовало крепить более длинную дульную часть ствола. На опорной платформе предусматривалась установка электрической системы воспламенения метательного заряда. Ствол жестко закреплялся с углом возвышения 50°, обеспечивавшим максимальную дальность выстрела.
Атаковать цель предлагалось при помощи стандартной глубинной бомбы Mark VII, несущей 132 кг тротила. Запуск этого боеприпаса должен был осуществляться метательным зарядом из кордита массой 16 унций (453,6 г). По расчетам, такой заряд мог отправить бомбу на дистанцию до 330 ярдов (300 м).
Пять «Толстых дев» следовало устанавливать на одной линии, перпендикулярной продольной оси носителя. Для увеличения обстреливаемой площади отдельные стволы могли монтироваться под небольшим углом друг к другу. Рядом с пятиствольным противолодочным комплексом следовало располагать объемы для хранения боеприпасов. Также он нуждался в кранах для загрузки бомб в стволы. Опытный образец Long-range deep charge thrower дополнили сразу тремя кранами.
Два проекта, предложенных флотскими специалистами и частной компанией, были изучены командованием. По ряду причин, по результатам такого анализа к строительству и испытаниям рекомендовали проект от конструкторов John I. Thornycroft & Company. Бомбомет Fairlie Mortar, созданный военными инженерами, в свою очередь, не получил развития. В исходном виде этот проект не дошел до практической реализации, однако позже оказал заметное влияние на дальнейшее развитие противолодочного оружия Великобритании и других стран.
В первых месяцах 1941 года была изготовлена первая «Мортира Торникрофт». Опытный образец предназначался для установки на эсминец HMS Whitehall (I94). Этот корабль, ранее отправленный в резерв и возвращенный в строй в 1939 году, нес не самое мощное вооружение, и опытный бомбомет мог значительным образом повысить его боевую эффективность. Платформу с пятью стволами поместили на баке, перед надстройкой. После такой модернизации эсминец мог как обстрелять подлодку противника, так и послать бомбы к ней «традиционным» способом, используя пару кормовых сбрасывателей.
Имеются отрывочные сведения о привлечении к испытаниям второго корабля. Согласно им, в 1942 году носителем системы Thornycroft Mortar стал эсминец HMS Diana. Сообщается, что на этот корабль установили бомбомет в сокращенной комплектации – с четырьмя стволами. Тем не менее, в данном случае имеет место некая ошибка, поскольку указанный корабль никак не мог стать опытовым судном.
Эсминец «Диана» (H49), полученный британским флотом в 1932 году, в сентябре 1940-го был передан Канаде, которая присвоила ему новое имя HMCS Margaree. Всего через несколько недель, 17 октября того же года, эсминец отправился в поход в составе прикрытия конвоя OL8. 22 октября в 300 милях к западу от Ирландии эсминец столкнулся с транспортом MV Port Fairy. Судно с грузом получило повреждения, но смогло продолжить плавание. Боевой корабль затонул. Экипаж HMCS Margaree состоял из 176 человек. 34 моряков были спасены коллегами с транспорта; остальные погибли или пропали без вести. Таким образом, эсминец «Диана» / «Марджери» по определению не мог стать опытовым судном и участвовать в испытаниях 1942 года.
Вероятнее всего, единственным носителем Long-range deep charge thrower от компании «Торникрофт» так и остался эсминец «Уайтхол». Недолгие испытания, проведенные его экипажем, показали, что новое оружие непригодно к практической эксплуатации, а также может представлять опасность не только для подлодок противника, но и для собственного носителя.
Сразу было установлено, что система Five Wide Virgins крайне неудобна с точки зрения подготовки к стрельбе. Полная перезарядка бомбомета требовала совместной работы восьми человек и занимала около 10 минут. После единственного залпа по цели корабль на 10 минут терял возможность выполнить повторную атаку. За это время обстановка могла измениться, и потому бомбомет не в полной мере устраивал военных.
Однако длительная перезарядка была не самой большой проблемой. Как оказалось, 450-граммовый заряд кордита разгонял глубинную бомбу до недостаточных скоростей. Снаряд покидал ствол и улетал на заданную дальность, однако полет к месту падения и выход на заданную глубину подрыва занимали слишком много времени. Из-за этого корабль, движущийся даже со средней скоростью, рисковал оказаться в опасной близости от взрывающихся бомб и получить те или иные повреждения. Вскоре были предприняты несколько попыток исправить этот недостаток «Мортиры Торникрофт».
Эсминец HMS Whitehall (I94) незадолго до установки «Мортиры Торникрофт»
Очевидным решением проблемы было увеличение метательного заряда, однако это оказалось невозможным. Ни один британский корабль того времени не выдержал бы увеличившуюся отдачу. По этой причине было решено менять конструкцию бомбы. Существующий цилиндрический корпус изделия Mark VII дополнили хвостовыми стабилизаторами, вследствие чего длина бомбы увеличилась до 1,4 м.
Испытатели сделали всего три выстрела такими бомбами. Выяснилось, что обновленный боеприпас способен улететь на дистанцию около 330 м, однако это не решает всех проблем. Более крупная бомба оказалась менее удобной в эксплуатации. Она занимала больше места, а ее погрузка в ствол отличалась излишней сложностью. Имелись проблемы со стрельбой. При взрыве метательного заряда и запуске корпус бомбы и стабилизатор получали заметные повреждения, ухудшавшие их аэродинамику. Это приводило к риску отклонения от заданной траектории, в том числе с преждевременным падением. Встреча бомбы с водой, теперь происходившая на больших скоростях, приводила к новым повреждениям корпуса, которые, среди прочего, могли вывести из строя взрыватель.
По результатам анализа проекта Fairlie Mortar и испытаний системы Thornycroft Mortar были сделаны определенные выводы и вынесено негативное решение. Флот все еще нуждался в эффективном противолодочном вооружении, но предложенные бомбометы имели массу недостатков, и потому не представляли для него никакого интереса.
К этому времени к работам по тематике бомбометов была привлечена организация Department of Miscellaneous Weapons Development (Департамент разработки разнообразных вооружений). Ее специалисты учли имеющийся опыт и предложили строить новый противолодочный комплекс на основе шточного принципа запуска бомб. Основой пусковой установки должна была стать стабилизированная платформа с большим числом штоков-направляющих. Стабилизатор предлагалось заимствовать у «Мортиры Ферли».
Дальнейшее развитие этого предложение, осуществлявшееся с применением некоторых уже известных идей и решений, вскоре привело к появлению бомбомета Hedgehog. В отличие от своих неудачных предшественников, он успешно справился с испытаниями, пошел в серию и стал штатным оружием значительного числа кораблей.
Мортира «Торникрофт» не прошла испытания, а проект «Ферли» даже не дошел до строительства опытного образца. Однако основные идеи этих проектов не были забыты. Так, изделие Fairlie Mortar «поделилось» с более новым бомбометом средствами стабилизации пусковой установки. Кроме того, часть идей двух проектов позже была использована при создании нового оружия этого класса, и уже в таком виде дошла до применения на практике. Сначала флот Великобритании, а затем и военно-морские силы других стран смогли получить эффективное и простое в эксплуатации средство борьбы с подлодками противника.
По материалам:
http://navweaps.com/
http://uboat.net/
http://naval-history.net/
Friedman N. British Destroyers & Frigates: The Second World War & After. Seaforth Publishing. 2002.