Несмотря на тот факт, что танк сам по себе является очень грозной боевой машиной, как известно, один в поле не воин. Даже танкам в реальных боевых условиях необходима поддержка, такую поддержку танкам в годы Второй мировой войны обычно оказывала пехота, что особенно актуально во время городских боев. Но пехота не всегда могла поспеть за быстрыми бронированными машинами, в этом случае оказать им поддержку могли бронетранспортеры или машины на колесном шасси с соответствующим вооружением.
Стоит отметить, что данная проблема актуальна и сегодня. В условиях боевых действий поддержку танкам в борьбе с пехотой противника, вооруженной различными противотанковыми средствами, могут оказывать БМП. Также для поддержки танков в бою может использоваться комбинирование различных видов техники. К примеру, алжирские бронетанковые подразделения для защиты своих танков используют сочетание из ЗСУ «Шилка» и автомобилей повышенной проходимости Land Rover, на которые установлены российские ПТРК «Корнет-Э». В то же время в России даже была создана специализированная машина, получившая название БМПТ — боевая машина поддержки танков. Эта боевая машина на танковом гусеничном шасси в состоянии успешно действовать в составе танковых формирований, поражая в бою танкоопасные средства противника. БМПТ-72 «Терминатор-2» в состоянии эффективно подавлять живую силу противника, оснащенную противотанковыми комплексами и гранатометами, различным стрелковым оружием, а также поражать и бронированные цели (танки, БМП, бронетранспортеры).
В 1945 году о подобном вооружении бойцы Красной Армии могли только мечтать, но уже тогда в их распоряжении были многочисленные колесные джипы и тягачи, главным образом американского производства. Их шасси часто становилось платформой для установки вооружений, в частности, достаточно широко были распространены «Доджи» на которые устанавливались крупнокалиберные 12,7-мм пулеметы ДШК. Основным предназначением такой машины были зенитные функции, что никак не ограничивало возможность их применения и в других боевых ситуациях.
Хотя 12,7-мм пулеметы ДШК на полученных по ленд-лизу доджах входили в состав зенитных подразделений советских танковых частей, очень часто, особенно на заключительном этапе войны в 1945 году, они применялись для защиты танков и САУ от немецких гранатометчиков. Отличный обзор из открытого кузова в сочетании с высокой скоростью хода и высокой мощью крупнокалиберного пулемета позволяли эффективно бороться с пехотой противника. А зенитный способ размещения пулемета в кузове армейского внедорожника позволял еще более эффективно вести огонь по верхним этажам зданий во время городских боев. Двигаясь чуть в отдалении за танками, они могли обеспечить их прикрытие, обезопасив от фаустников и гранатометчиков. Высокая плотность огня и убойная сила 12,7-мм пули могли у кого угодно отбить желание рисковать своей жизнью, пытаясь прицельно поразить наступающую бронетехнику.
Особенно активно немецкая пехота досаждала советским танкистам во время городских боев, в том числе в битве за Берлин. Гарнизон города был отлично вооружен различными противотанковыми средствами, в том числе многочисленными фаустпатронами, которые активно применялись и частями фольксштурма. Заранее заняв оборудованные позиции в подвалах и на чердаках зданий, фаустники могли создать серьезные проблемы наступающей бронетехнике и пехоте. К примеру, во 2-й гвардейской танковой армии во время Берлинской операции — 22,5% потерь пришлось именно на фаустпатроны. В то же время в остальных частях Красной Армии эта цифра была ниже и практически не поднималась выше 10% от общего числа потерянных в бою танков.
Объективно американский армейский автомобиль повышенной проходимости или тяжелый внедорожник Dodge WC-51 отлично подходил для размещения такого оружия, как пулемет ДШК. Этот американский автомобиль серийно производился в США одноименной фирмой, начиная с 1941 года. С 1942 года он поставлялся и в СССР в рамках реализации программы ленд-лиза. Автомобили серии WC (от английского Weapons Carrier — «носитель оружия») отличались технологичностью в производстве, простотой, а также высокой степенью унификации. В Красной Армии автомобиль получил свое прозвище «Додж три четверти» из-за своей нестандартной по нашим меркам грузоподъемности — 750 кг (три четверти тонны).
Открытая двухместная кабина, стекло которой откидывалось вперед, обеспечивала хороший обзор. С левой стороны от кабины на поворотном кронштейне крепилось запасное колесо. Кузов автомобиля WC-51 был цельнометаллическим, по бокам над колесами имелись ящики, которые могли использоваться для перевозки боеприпасов. На кузове имелись три дуги для установки тента. При этом на советских вариантах комплект дуг мог быть неполным, тентом прикрывалась лишь кабина внедорожника. Пол кузова «Доджа три четверти» изначально был предназначен под размещение крупнокалиберного пулемета или небольшого орудия. В США даже смогли создать на его шасси САУ M6 с 37-мм противотанковой пушкой на тумбовой установке, данные машины ограничено успели поучаствовать в боях в Северной Африке.
Первоначально американские автомобили Dodge WC-51 применялись в Красной армии в качестве артиллерийских тягачей для дивизионных и противотанковых пушек, но затем начали использоваться в самых разных военных целях. Они широко применялись в разведывательных частях, занимались сопровождением колонн на марше, использовались в качестве личного офицерского транспорта. Также в их кузове устанавливались радиостанции и пулеметы. В годы войны Советский Союз получил практически 25 тысяч подобных автомобилей с колесной формулой 4х4, а также порядка 300 трехосных машин Dodge WC-63.
Легендарный пулемет ДШК расшифровывается, как пулемет Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный. Это усовершенствованный пулемет, созданный на базе пулемета ДК под патрон 12,7х108 мм, он был принят на вооружение РККА 26 февраля 1939 года. К началу войны Ковровским механическим заводом было выпущено более двух тысяч таких пулеметом, всего же до конца Великой Отечественной войны в СССР выпустили 9 тысяч пулеметов данного типа. ДШК активно использовались на протяжении всей войны в качестве зенитных и станковых пулеметов.
Крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК был предназначен для поражения самолетов противника, летящих со скоростью до 550-625 км/ч на дальности до 2000-2400 метров и на высоте до 2500 метров. При этом пулемет отлично себя зарекомендовал и в качестве эффективного средства поддержки пехоты, он мог использоваться для борьбы с легкой бронетехникой противника, а также поражения его живой силы на удалении до 3500 метров, в том числе расположенной в различных укрытиях. Он достаточно часто устанавливался в кузовах советских грузовых автомобилей — ЗИС-5В или ГАЗ-ММ (легендарная полуторка), а также в кузове автомобиля повышенной проходимости Dodge WC-51.
Позднее в своих мемуарах «Годы в броне» генерал-полковник танковых войск Драгунский Давид Абрамович описал вариант использования автомобилей Dodge WC-51 с 12,7-мм пулеметом ДШК в качестве средства поддержки танков. Вот что он писал: «За моим танком двигались 8 доджей, на которых, задрав стволы вверх, были расположены крупнокалиберные зенитные пулеметы ДШК. Зенитчики крепко держались за рукоятки вверенного им оружия, они были готовы в любую минут открыть огонь по «фаустникам» противника, а также по любым другим обнаруженным огневым точкам врага. Данную роту, которая неоднократно выручала нас в беде, я всегда старался держать в своем резерве. Вот и сейчас во время броска через мертвую долину к мрачному лесу доджи, с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, окружали командирский танк с десантом на броне. Танкисты поворачивали башни своих машин в сторону домов и вдребезги разбивали верхние этажи осколочно-фугасными снарядами, тогда как вездесущие зенитчики посылали огненные трассы из 12,7-мм пуль в чердаки и окна».
После войны подобная практика была благополучно забыта. Скорее всего, «нецелевое» применение техники не поощрялось. В любом случае, подобная связка уже вовсе не рассматривалась как наземное средство, а в качестве зенитных средств подоспели более продвинутые и эффективные решения, в том числе новая малокалиберная артиллерия. Да и аналогов автомобиля «Додж три четверти» в СССР просто не было, а ресурс оставшихся после войны машин был ограничен.
Источники информации:
http://strangernn.livejournal.com/1430062.html
https://www.drive2.ru/l/466744886087909487
https://militaryarms.ru/oruzhie/pulemety/dshk
Материалы из открытых источников