Крупные корабли и судостроительная промышленность

Текущие планы по развитию военно-морского флота предусматривают строительство большого числа боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов разных типов. Конечной целью всех этих работ является кардинальное обновление ВМФ с самыми серьезными последствиями для обороноспособности страны. Ряд поставленных задач решается без особых проблем, но новые амбициозные программы могут сталкиваться с особыми вызовами.

На данный момент все основные судостроительные предприятия России занимаются выполнением массы заказов, предусматривающих строительство боевых кораблей разных классов. По результатам этих работ российский ВМФ должен получить несколько десятков фрегатов, корветов, сторожевиков, десантных кораблей, ракетных кораблей и катеров и т.д. Начав эксплуатацию всех этих кораблей, флот повысит свой боевой потенциал в прибрежной и морской зоне.

Несмотря на все очевидные преимущества и ожидаемые результаты, текущие программы судостроения имеют специфическую особенность. Все строящиеся корабли отличаются средними размерами и водоизмещением. Так, водоизмещение новейших кораблей редко превышает 5 тыс. тонн. Для сравнения, ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» имеют водоизмещение более 11 тыс. т., а у тяжелых атомных ракетных крейсеров типа 1144 «Орлан» этот параметр превышает 27 тыс. т. Столь крупные и тяжелые боевые корабли, представляющие большой интерес для надводных сил военно-морского флота, в последние годы не закладывались и не строились.

Впрочем, командование и промышленность не забыли про подобное строительство, и уже имеют определенные планы на этот счет. В настоящее время разрабатывается несколько новых проектов крупных надводных кораблей разного назначения. В случае их успешной реализации в распоряжении ВМФ появятся новые боевые единицы с высочайшими характеристиками и возможностями. При этом одни новые проекты позволят дополнить, а затем и заменить часть существующих кораблей, а другие приведут к заметному росту потенциала отдельных формирований.

Пожалуй, наиболее интересным и смелым перспективным проектом в области крупных кораблей является создание нового авианосца. В настоящее время ВМФ России располагает лишь одним кораблем этого класса, что считается недостаточным. На протяжении долгих лет ведется обсуждение возможности разработки и строительства нового авианесущего корабля, но реальные работы регулярно откладывались, и в пока не начались. Однако недавние заявления официальных лиц позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом: новый проект авианосца может появиться в рамках новой Госпрограммы вооружений, рассчитанной на 2018-2025 годы.

Насколько известно, военное ведомство еще не определило желаемый облик будущего авианосца и не выдало техническое задание. Тем не менее, промышленность, пытаясь предугадать дальнейшие действия заказчика, уже предлагает свои проекты. Так, в течение нескольких последних лет Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) демонстрирует на выставках материалы по проекту многоцелевого авианосца «23000Э». При этом проект пока не получил официального одобрения и сохраняет статус предварительного предложения.

Специалисты КГНЦ предлагают строить корабль длиной 330 м и максимальной шириной (по полетной палубе) 85 м. Полное водоизмещение такого авианосца достигнет 95 тыс. т. При таких габаритах корабль сможет нести до 65 летательных аппаратов различных классов, а также солидный запас топлива и боеприпасов для них. Предлагается использование различного вооружения для самообороны. Тип главной энергетической установки будет зависеть от пожеланий заказчика: проработаны варианты с использованием котлотурбинной и ядерной систем.

Второй смелый проект в области крупных боевых кораблей – эсминец типа «23560» или «Лидер». Работы по этой тематике стартовали несколько лет назад; еще в 2013 году проектно-конструкторское бюро «Северное» представило предварительный вариант проекта. В конце августа 2017-го появились сообщения, согласно которым министерство обороны утвердило эскизный проект 23560. Ранее сообщалось, что строительство головного «Лидера» может начаться уже в 2018 году с передачей заказчику в 2022-м.

Характерной чертой проекта 23560 являются большие размеры корабля: по габаритам и массе этот эсминец будет превосходить некоторые существующие крейсеры. Общая длина «Лидера», по открытым данным, достигнет 200 м при ширине до 20 м. Водоизмещение задано на уровне 18 тыс. т. Корабль может получить ядерную энергетическую установку. На борту будет присутствовать значительное число современных и перспективных вооружений.

Основой комплекса вооружения эсминца проекта 23560 должна стать универсальная вертикальная пусковая установка с несколькими десятками ячеек для ракет разных типов. Предполагается, что она будет снаряжаться ракетами семейства «Калибр», а также изделиями «Оникс» и «Циркон». Аналогичным образом могут быть организованы средства противовоздушной обороны. Также ожидается использование крупнокалиберного артиллерийского орудия и торпедных аппаратов.

Несколько лет назад Россия потеряла возможность пополнить боевой состав ВМФ десантными вертолетоносными кораблями-доками типа «Мистраль» французской постройки. Тем не менее, необходимость модернизации десантного флота осталась, и вскоре был создан собственный проект ДВКД. Невское проектно-конструкторское бюро создало проект с шифром «Прибой». С точки зрения общей концепции этот проект похож на французскую разработку, однако имеет ряд характерных отличий.

Проект «Прибой» предлагает строительство корабля длиной около 200 м шириной более 30 м, оснащенного крупной полетной палубой и объемными грузовыми трюмами. Водоизмещение корабля достигнет 24 тыс. т. Благодаря своим размерам, корабль сможет брать на борт до 500 десантников или до полусотни боевых машин. В авиационную группу войдет до полутора десятков транспортных и боевых вертолетов. Кормовая док-камера позволит высаживать десант при помощи катеров. Комплекс вооружения корабля рассчитывается для решения задач самообороны; ударные системы не предусматриваются.

Строительство новых крупных кораблей представляет собой весьма сложную задачу. В первую очередь, подобные сложности связаны с технологиями строительства. Кроме того, серьезной проблемой может стать поиск подходящих производственных мощностей, соответствующих габаритам будущего корабля. К сожалению, значительная часть цехов и эллингов российских судостроительных заводов не могут использоваться в новой программе по причине недостаточных размеров. Впрочем, российское судостроение располагает и крупными площадками.




В первую очередь, необходимо отметить цеха завода «Севмаш». Именно в Северодвинске расположен Цех №55, являющийся крупнейшим объектом своего рода в стране и одним из самых больших в мире. Он имеет размеры 430х130 м. Цех №50 при той же ширине имеет длину 365 м. Эти цеха в настоящее время используются для строительства подводных лодок, причем каждый из них может одновременно обеспечивать сборку нескольких массивных конструкций. Нетрудно заметить, что габариты цехов №50 и №55 не просто соответствуют требованиям перспективных проектов «Лидер», «Прибой» и т.д., но и перекрывают их с большим запасом.

Возможности прочих судостроительных заводов пока не позволяют выполнять заказы по типу будущих эсминцев или десантных кораблей. Тем не менее, уже имеются планы по модернизации существующих предприятий, в результате которой они получат новые возможности. Так, в течение нескольких следующих лет планируется обновить оснащение завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В рамках такой модернизации завод получит крытый эллинг с новой стапельной плитой. По имеющимся данным, такая сборочная площадка позволит строить и спускать на воду суда водоизмещением до 25 тыс. т.

Ранее сообщалось о возможности модернизации завода «Адмиралтейские верфи», а также о строительстве нового крупного сухого дока в Кронштадте. Тем не менее, от этой программы достаточно давно отказались, и петербуржское предприятие не получило значительного прироста производственных мощностей.

К настоящему времени была запущена модернизация дальневосточного завода «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край). По результатам трех этапов строительства, которые должны будут завершиться в двадцатых годах, новый судостроительный комплекс станет крупнейшим российским предприятием своего рода. Цеха, эллинги и доки комплекса позволят строить суда водоизмещением до 350 тыс. тонн. Кроме того, предприятие сможет выпускать морские платформы и другую специальную технику.

Возможности «Звезды» после модернизации будут соответствовать требованиям новых проектов в области военного кораблестроения. Тем не менее, есть определенные факторы, не позволяющие рассматривать это предприятие в качестве площадки для строительства авианосцев, ДВКД или эсминцев. Дело в том, что комплекс «Звезда» сейчас рассматривается как гражданская верфь, которой предстоит выполнять только коммерческие заказы. Как следствие, размеры производственных площадей, способные представлять интерес для военных, являются ответом на имеющиеся потребности потенциальных заказчиков. Кроме того, специфическое расположение завода может серьезно затруднить работу со смежными предприятиями, преимущественно расположенными в других регионах.

Несмотря на определенные трудности, потенциал российской промышленности уже позволяет осуществлять строительство крупных кораблей. На основе известных данных можно сделать весьма оптимистичные выводы и предположить, что для запуска строительства «Лидера» или «Прибоя» необходимы только готовый проект и соответствующее финансирование. Какие-либо серьезные затруднения с производственными мощностями, принципиально не позволяющие строить такие корабли, отсутствуют. Впрочем, необходимо учесть имеющуюся загрузку предприятий, в связи с которой значительная часть имеющихся площадок уже занята строящейся техникой.

Также необходимо признать, что подобный оптимизм может распространяться только на эсминцы и десантные корабли. В контексте развития авианосного флота такие оценки могут быть преждевременными. Строительство корабля проекта 23000Э водоизмещением порядка 95 тыс. т является крайне сложной задачей, в том числе и в контексте возможностей имеющихся площадок. Возможно, в обозримом будущем такие проблемы будут решены, но подобные работы будут связаны с массой трудностей.

В целом, новые проекты строительства крупных боевых кораблей, заметно отличающихся от строящихся в настоящее время, сталкиваются с одними и теми же характерными проблемами. Ограниченные финансовые возможности вооруженных сил, а также наличие нескольких приоритетных проектов приводят к невозможности скорейшей закладки эсминцев «Лидер» и ДВКД «Прибой», не говоря уже о перспективном авианосце. Кроме того, начало строительства головных кораблей новых типов откладывается в связи с отсутствием готовых проектов.

Текущее состояние некоторых отечественных судостроительных предприятий может быть поводом для беспокойства. При этом часть имеющихся проблем уже решается, а кроме того, стартовали несколько программ по модернизации тех или иных заводов. Следует отметить, что некоторые проекты обновления заводов предусматривают только замену устаревшего оборудования, тогда как прочие программы предлагают строительство совершенно новых производственных мощностей.

В настоящее время ряд отечественных судостроительных заводов выполняет заказы по строительству тех или иных боевых кораблей разных классов. В будущем подобное строительство будет продолжаться, однако структура портфеля заказов может поменяться. В новых государственных программах вооружения будет присутствовать строительство крупнотоннажных кораблей перспективных проектов, которые смогут оказать самое заметное влияние на потенциал ВМФ. Реализация подобных планов связана с определенными проблемами, однако они уже находят решение. Требуемые работы не будут простыми и быстрыми, но все же дадут желаемый результат.

По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://iz.ru/
https://navy-korabel.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/

Без рубрики
.