Тайвань готов к «скачку» в 5-е поколение: первый этап — национальная программа модернизации истребителей F-CK-1

Тайвань готов к «скачку» в 5-е поколение: первый этап — национальная программа модернизации истребителей F-CK-1

Оценка боевого потенциала ВС Тайваня (Китайской Республики) является одной из наиболее интересных и важных тем любого прогностического обзора, затрагивающего военно-стратегическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ведь на фоне всё более упрочняющейся антикитайской позиции новой администрации официального Вашингтона происходит автоматическое «подстёгивание» всех без исключения оборонно-промышленных ресурсов союзников США по противодействию амбициям Пекина в регионе. А Тайвань, в свою очередь, является в «антикитайской оси» звеном основной угрозы для Пекина как из-за предельной географической близости границ двух конфликтующих государств, так и за счёт появления у Тайбэя вполне современных 3-маховых противокорабельных ракет «Yuzo», которые представляют огромную опасность не только для торговых и боевых надводных кораблей ВМС Китая, но и для стратегически важных объектов Поднебесной на побережье провинции Фуцзянь.

Основу тактического авиапарка Военно-воздушных сил Тайваня представляют: одноместные и двухместные многоцелевые истребители F-16A/B Block 20, модернизируемые сегодня до версии F-16V (145 машин), 127 многоцелевых истребителей F-CK-1A/B (на заднем плане двухместный вариант «B»), 56 высокоманевренных лёгких тактических истребителей «Mirage-2000-5», а также 60 учебно-боевых лёгких истребителей F-5E/F «Tiger», способных применять все модификации УРВВ «Sidewinder», включая AIM-9X Block-II. Итого 388 машин

Известно, что минимальное расстояние от западного побережья Тайваня до побережья китайского острова Пингтана (провинция Фуцзянь) составляет всего 140 км, в то время как дальность ракет «Yuzo» (в зависимости от траектории) может достигать 320 км. Ранняя версия этого семейства ракет — «Hsiung Feng-III» (дальность 150 км), которая уже находится в серийном производстве, также способна поражать цели на китайском побережье, она обладает скоростью полёта в 2700 км/ч. Естественно, ПВО КНР может использовать для отражения удара этих противокорабельных ЗРДН С-300ПС и С-400, но учитывая, что ВС Тайваня поставят на вооружение более 1000 ед. подобных ракет, во время крупного конфликта может сложиться ситуация, что для ликвидации всех пусковых установок «Yuzo» и одновременного перехвата ПКР «Yuzo» и HF-3 Пекину потребуется привлечение значительных ударных ресурсов и средств ПРО лишь на тайваньском направлении. В этот момент другие ракетоопасные участки границ Китая могут быть оголены перед противником. Не менее интересной является и конструкция ракет семейства «Хсюнг Фенг-3»/«Юзо»: они очень походят на наши Х-31АД и Х-41 «Москит», но отличаются плоскими прямоугольными воздухозаборниками для прямоточных воздушно-реактивных двигателей, что значительно снижает их радиолокационную сигнатуру, а также большими отделяющимися ускорителями. Очевидно, что изначально в стены Чжуньшаньского национального института науки и технологий была доставлена документация с чертежами по китайской ПКР YJ-91 (аналога Х-31А), «выкопанная» тайваньскими спецслужбами, а затем проект, с помощью американских специалистов, был доработан в соответствии конструктивными особенностями сверхзвуковой ракеты-мишени GQM-163A «Койот», в последней также применены прямоугольные воздухозаборники.

За последние десятилетия Тайвань, равно как и КНР, достиг громадных успехов в области разработки передового бортового радиоэлектронного оборудования для ракет и боевой авиации. Возможным это стало благодаря поддержке специалистов американских компаний «Raytheon» и «Lockheed Martin», которые сегодня участвуют в программе глубокой модернизации 144 тайваньских F-16A/B до уровня F-16V. Машины получать мощные РЛС с АФАР AN/APG-83 SABR и новые бортовые средства РЭБ. А поэтому пришло время рассмотреть ещё более амбициозный проект Чжуньшаньского института, который в скором времени может поставить тайваньскую оборонную промышленность на уровень южнокорейской или японской.

Как видите, планер тайваньского лёгкого многоцелевого истребителя F-CK-1 имеет приличный нереализованный модернизационный потенциал. К примеру, площадь наплывов у корневой части крыла может быть увеличена в 2-3 раза, ровно как и у американского F/A-18E/F в сравнении с ранней модификацией F/A-18C/D. Это значительно улучшит лётно-технические качества новых истребителей, спроектированных на базе F-CK-1 «Цзинго». Маленькие серые радиопрозрачные обтекатели по краям наплывов (по бокам от кромок воздухозаборников) — приёмные антенны системы предупреждения об облучении (СПО)

Речь идёт о разработке глубоко усовершенствованной версии лёгкого двухдвигательного тактического истребителя F-CK-1 «Цзинго». На вооружении состоит примерно 127 машин данного типа, которые входят в состав 443-го авиакрыла Военно-воздушных сил Тайваня. Разработаны они в рамках проекта IDF («Indigenous Defensive Fighter»), который обязан своему появлению американскому эмбарго на поставку Тайваню вооружения. Эмбарго было наложено Вашингтоном в 80-е годы с целью снижения градуса политической напряжённость с Китайской Народной Республикой. Между тем, эмбарго не оказывало никакого влияния на американо-тайваньское военно-техническое сотрудничество, и разработка истребителя, ведущаяся тайваньской корпорацией «Aerospace Industrial Development Corporation», пошла по пути «скрещивания» конструкций лёгкого истребителя F-5E «Tiger», F-16C и F/A-18C. Программа представляла собой несколько отдельных этапов, среди которых были проекты создания планера, силовой установки, а также авионики и системы управления вооружением.

В результате был получен лёгкий многоцелевой истребитель в весовой категории JAS-39 «Gripen» (масса пустой машины составляет 6500 кг, нормальная взлётная масса — 9100 кг и максимальная взлётная масса — 12250 кг), планер которого обладает достаточно высокими аэродинамическими качествами благодаря развитым наплывам у корневой части крыла. Это даёт возможность поддерживать полёт с большими углами атаки, а также реализовывать более-менее нормальную угловую скорость разворота после набора скоростей 700—900 км/ч, но эта маневренность достигается лишь на очень краткий промежуток времени, поскольку тяговооружённость F-CK-1 крайне мала для установившегося разворота в плоскости тангажа с высокой угловой скоростью. Всё дело в недостаточной суммарной тяге 2-х турбореактивных двухконтурных двигателей «Honeywell F125-70»: на «максимале» они выдают 5470 кгс, на форсаже — 8380 кгс, это реализует тяговооружённость всего 0,92 кгс/кг при нормальной взлётной массе и 0,69 кгс/кг при максимальной взлётной массе. Такие показатели не соответствуют даже машинам 4-го поколения. Другими словами, наблюдается неприемлемый контраст между аэродинамическими качествами планера и тяговооружённостью, а также разгонными характеристиками. В итоге маневренность «Цзинго», мягко говоря, «хромает» в сравнении даже с такими истребителями, как F-16C или F/A-18C/D «Hornet», и соответствует уровню учебно-тренировочных самолётов Як-130 и Aermacchi M-346. Скорость истребителя также не блещет и составляет порядка 1275 км/ч (меньше, чем у стратегического бомбардировщика B-1B). Сравнить лётно-технические качества качества F-CK-1 с американским палубными истребителем F/A-18C «Hornet» вы можете на видео, размещённых ниже.

F-CK-1A

F/A-18C

Тем не менее, ввиду опасений официального Тайбэя по поводу возможного военного конфликта с КНР, тайваньский аэрокосмический монополист AIDC и Чжуньшаньский национальный институт науки и технологий не собираются останавливаться на достигнутом, и планируют уже к 20-му году пополнить авиапарк лёгких тактических истребителей «Цзинго» одноместной модификации F-CK-1A и двухместной F-CK-1B радикально модернизированным прототипом поколения «4++». На тайваньских информационных ресурсах сообщается, что Чжуньшаньский институт науки и технологий планирует разработать новый истребитель на базе уже существующих машин «Цзинго» («Ching-Kuo»), а также усовершенствовать уже состоящие на вооружении 127 машин. Также сообщается, что в новых истребителях переходного поколения будет частично применена конструктивная и элементная базы истребителей 5-го поколения F-35A. Очевидно, что планеры передовых F-CK-X получат радиопоглощающие материалы и покрытия для снижения ЭПР; а в перспективную компьютеризированную систему управления огнём интегрируют всеракурсный оптико-электронный прицельный комплекс с несколькими датчиками, представленными ИК-матрицами высокого разрешения (по типу ОЛС с распределённой апертурой AN/AAQ-37 истребителя F-35A). У новых тайваньских истребителей появится возможность обнаружения и дальнего сопровождения теплоконтрастных воздушных целей на дальностях от 20-40 км (крылатые ракеты, ПКР, ПРЛР ) до 100 — 200 км (истребители и бомбардировщики-ракетоносцы на форсажном режиме).

На действующие F-CK-1A/B в рамках модернизации также могут быть установлены оптико-электронные прицельные системы, но здесь однозначно ограничатся единым модулем типа EOTS («Electro-Optical Targeting System»), либо IRST (первые установлены на F-35A, вторые — на японских F-15J), поскольку «перекраивать» всю носовую часть «Цзинго» (включая покрытия, проводку и т.д.) для размещения сложной инфракрасной апертуры типа DAS тайваньские специалисты вряд ли посчитают нужным.




Новые истребители получат совершенно новую бортовую РЛС с активной ФАР типа AN/APG-83 SABR, а может и более совершенную. Известно, что состоящие на вооружении ВВС Тайваня F-CK-1A/B сегодня оснащены бортовыми РЛС со щелевой антенной решёткой GD-53. Станция представляет собой гибрид AN/APG-66 и AN/APG-67 с мощностью излучателя и размером апертуры последней. Дальность обнаружения цели с ЭПР 3м2 достигает 80 км, крупной цели типа «бомбардировщик» — 150 км, на фоне земной поверхности данные типы целей будут обнаруживаться на удалении 50 и 93 км соответственно. Более того, БРЛС GD-53 имеет аналогичный высокопроизводительный процессор и элементную базу для преобразования радиолокационной информации, что позволяет реализовать множество режимов работы, включая: 2 подрежима «воздух-море» («Море-1» и «Море-2»), несколько подтипов режима «воздух-земля», а также несколько подтипов режима «воздух-воздух». Более, того новым бортовым радаром может быть обновлён и старый авиапарк истребителей «Цзинго». Лёгкость переоборудования объясняется применением на истребителях современной цифровой магистрали (шины) данных стандарта MIL-STD-1553B.

На момент старта программы IDF, во время оружейного эмбарго со стороны Вашингтона, Минобороны и командование ВВС Тайваня очень интересовал находящийся под эмбарго лёгкий многофункциональный истребитель F-20 «Tigershark» (на фото), и специалисты AIDC, пользуясь отсутствием запрета на ВТС, добились получения разрешения на лицензионное производство передовой на то время бортовой РЛС «Тайгершарка» — AN/APG-67, которая стала основой СУО F-CK-1A/B

Следующей задачей должно стать увеличение маневренных возможностей, тяговооружённости и разгонных параметров перспективного истребителя на базе F-CK-1A/B. Для этого у тайваньских специалистов будет 2 пути подбора новой силовой установки с 1,5 — 2-хкратным увеличенной максимальной и форсажной тягой. Первый путь будет целесообразен в случае, если будет принято решение о сохранении массогабаритных показателей новой машины в пределах ранних F-CK-1. Его суть заключается в том, что необходим подбор ТРДДФ с диаметром, соответствующим диаметру исходного двигателя типа «Honeywell F125-70» (F125-GA-100), который составляет 914 мм, а также длиной в 2,6 м (данные размеры соответствуют мотогондолам истребителя «Цзинго»). В качестве претендентов рассматриваются модернизированные турбореактивные двигатели следующего поколения F125X и F125XX с расчётной форсажной тягой 5710 и 7445 кгс. Силовая установка из 2-х двигателей F125X создаст общую тягу 11420 кгс, что придаст новым истребителям на базе F-CK-1A/B тяговооружённость в пределах 1,2 кгс/кг при нормальной взлётной массе. Более мощная спарка F-125XX с тягой 14890 кгс может довести тяговооружённость до 1,45 кгс/кг при нормальной взлётной массе и до 1,15 кгс/кг — при максимальной. Данный принцип вполне может быть использован и для переоборудования уже состоящих на вооружении F-CK-1, поскольку увеличение внутренних размеров мотогондол вряд ли потребуется.

Второй путь выглядит куда более логичным. Он предусматривает конструктивные изменения в проекте планера штатного «Цзинго». В первую очередь, будут увеличены размах крыла и его площадь, длина фюзеляжа, а также размеры мотогондол двигателей. Соответственно, будет увеличена площадь рулей высоты, а также стабилизатора; также может быть воплощена и двухкилевая схема хвостового вертикального оперения по типу конструкции F/A-18C/D/E/F. Площадь крыла с 24 м2 увеличат до 37 — 42 м2, в то время как нормальную взлётную массу постараются удержать на уровне 12 — 12,5 тонн, что приведёт к уменьшению нагрузки на крыло с 380 до 320 кг/м2: это очень положительно скажется на экономии топлива и на скорости разворота в ближнем воздушном бою. В качестве силовой установки будут рассматриваться уже более тяговитые и крупные двигатели, к примеру, — ТРДДФ F404-GE-402 (установлены на «Хорнетах»), либо более продвинутые F404-GE-402 (ими оснащены » Супер Хорнеты») со стендовой тягой 8165 и 10000 кгс соответственно. Кроме высокой тяги, эти двигатели отличаются от штатных F125-70 ещё повышенным ресурсом работы, а также удельной тягой, доходящей до 7,25 и 9 кгс/кг. Данная серия ТРДДФ от «Дженерал Электрик» отличается повышенной компактностью и предназначена для установки на лёгкие и средние истребители: диаметр компрессора составляет 88,9 см, а длина — 3,912 м.

Как уже отмечалось ранее, проект многоцелевого национального истребителя поколения «4++» для ВВС Тайваня предусматривает снижение радиолокационной заметности изделия, и здесь спецы Чжуньшаньского института могут пойти по той же тропе, на которую вышли создатели F/A-18E/F «Super Hornet» ещё в начале 90-х гг. Вместо овальных воздухозаборников (используются на F/A-18C), на F/A-18E/F применили прямоугольные с большим скосом плоскости кромок относительно нормали, это привело к значительному уменьшению ЭПР в сравнении с закруглёнными кромками овальных воздухозаборников «Хорнета». Более того, площадь их внутреннего сечения обеспечила больший приток воздуха для двигателей увеличенной мощности. Аналогичная методика может быть применена и на новых F-CK-X, ведь строевые истребители F-CK-1 имеют аналогичные «Хорнетам» овальные воздухозаборники и конструкцию воздуховодов. Многие элементы конструкции получат угловатую форму, а также радиопоглощающие покрытия: как и на F/A-18E/F, на F-CK-X целесообразно установить рули высоты с угловатыми кромками, такое горизонтальное оперение применяется на малозаметных истребителях 5-го поколения. В воздушных каналах двигателей новых самолётов установят специализированные радиопоглощающие решётки радиального типа для уменьшения выхода электромагнитных волн, отражённых от лопаток компрессоров двигателей.

С увеличением размеров планера нового истребителя возрастёт и общая ёмкость его топливной системы: с 2200 кг до 3200 — 3600, что увеличит радиус действия с 550 до 800 — 1000 км, но этот показатель всё равно не будет соответствовать требованиям XXI века, а поэтому однозначно возникнет необходимость установки дополнительных конформных топливных общей ёмкостью около 650-800 л. У компании разработчика AIDC уже имеется опыт установки конформных топливных баков на 2 истребителя «Цзинго» модификации F-CK-1C/D. Одноместная («C») и двухместная («D») версии истребителя были разработаны и презентованы к 2007-му году в рамках экспериментального проекта IDF-2, направленного на изучение путей обновления авиапарка F-CK-1A/B.

Многоцелевые истребители F-CK-1A/B имеют максимальную боевую нагрузку 3900 кг, которая может размещаться на 9 точках подвески (6 подкрыльевых, 2 на законцовках крыла и 1 подфюзеляжная). Этого вполне хватает для размещения пары тяжёлых сверхзвуковых противокорабельных ракет большой дальности типа «Hsiung Feng-II/III», 2-х 1000-фунтовых управляемых авиабомб GBU-32 JDAM, пары AIM-120C-7, столько же «Сайдвиндеров» и одного подвесного топливного бака (ПТБ). Но любые резкие манёвры с таким арсеналом для «Цзинго» строго противопоказаны, поскольку конструктивно-силовая схема планера позволяет маневрировать с предельно допустимыми перегрузками всего до 6,5 ед. На перспективной машине конструктивный G-лимит должен быть доведён до стандартных 9-11 ед., а боевая нагрузка — до 6-8 тонн (не менее, чем у «Грипена» или «Тайфуна»).

Истребители F-CK-X за счёт более мощных двигателей будут обладать должной скороподъёмностью в пределах 310 м/с, а также скоростью до 2000 км/ч (существующие F-CK-1 разгоняются лишь до 1300 км/ч и имеют скороподъёмность 254 м/с); более того, представители Военно-воздушных сил Тайваня высказывали желание получить машину, способную летать на сверхзвуковой крейсерской скорости. Учитывая возможности двигателей типа F414-GE-400, новых версий ТРДДФ «Honeywell F125XX», а также минимальную площадь миделевого сечения базовых F-CK-1, мечта тайваньских лётчиков по крейсерскому сверхзвуку вполне может быть воплощена в новом концепте. Технически вполне под силу реализовать скорость в 1270 — 1350 км/ч без включения форсажа и с «лёгкой» конфигурацией вооружения «воздух-воздух», что было проверено на EF-2000 «Тайфун».

Двухдвигательная силовая установка передовых тайваньских истребителей значительно повысит уровень живучести боевого авиапарка в целом, ведь около 60% состава истребительной авиации страны сегодня составляют однодвигательные многоцелевые истребители F-16A/B, модернизируемые до уровня F-16V. Более того, сниженная до 1 м2 радиолокационная сигнатура новой модификации «Цзинго» создаст дополнительную проблему по своевременному обнаружению для китайских J-10A и Су-30МКК. После поступления на вооружение ВВС Тайваня первой же эскадрильи новых машин на базе F-CK-1, а также модернизированных «Фальконов» с АФАР, Китаю потребуется срочно усилить тайваньское направление ЛФИ J-10B, а также Су-35С, поставляемыми в Поднебесную в данный момент. Дело в том, что после разработки и начала серии нового истребителя поколения «4++», авиапарк ВВС Тайваня опередит существующие японский и южнокорейский, дойдя до 500—550 истребителей.

Последние дни отметились «прорисовкой» поистине дьявольского лица нового американского режима, а поэтому с каждой новой оборонной программой союзников США в АТР, напряжённость вокруг китайских границ будет громадными шагами приближать весь регион к крупному военному противостоянию, и Тайвань является в нём ключевым «игроком».

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13520
http://www.airwar.ru/enc/fighter/a1.html
http://obiekt.up.seesaa.net/image/apg67.jpg

Без рубрики
.