В декабре к Белоруссии от России должно перейти председательство в Организации Договора о коллективной безопасности. В середине сентября генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что обсуждал в Минске с президентом Республики Беларусь эту тему.
Беседа, как отметил генсек, касалась «тех приоритетов, которые белорусская сторона готова объявить для реализации в течение своего председательства в ОДКБ». И заметил при этом, что «настрой у белорусского руководства очень хороший, конструктивный». Причем конкретные предложения выдвигались не только главой государства Александром Лукашенко, но и министром иностранных дел РБ Сергеем Мартыновым, секретарем Совета безопасности Белоруссии Леонидом Мальцевым, министром обороны республики генерал-лейтенантом Юрием Жадобиным, с которыми Бордюжа также встречался в ходе своего визита в белорусскую столицу.
ИНИЦИАТИВЫ МИНСКА
Бордюжа в ходе беседы с Лукашенко вспомнил, что когда в 2006 году Белоруссия председательствовала в ОДКБ, «было сделано довольно много, дан весьма серьезный импульс для развития организации», уточнив: «Тогда были заложены очень многие начинания, которые сегодня реализованы, в том числе в плане создания Коллективных сил оперативного реагирования, формирования миротворческого потенциала».
Сам Александр Лукашенко заявил, что белорусская сторона будет активно работать в период своего предстоящего председательства в ОДКБ, несмотря на сегодняшние отношения с главным партнером по организации — Российской Федерацией. Президент РБ еще раз подтвердил: «Мы были и будем для русского человека надежным оплотом, опорой, форпостом, как это принято говорить в России». По словам белорусского лидера, выступая за придание ОДКБ большего динамизма в функционировании, Минск «с прохладцей» работать не намерен: «Нас очень волнует, как будет оценен этот период председательства Белоруссии. Мы сделаем все, чтобы оценка была самой хорошей».
Белорусские инициативы по совершенствованию организации были готовы еще в июне 2009-го. Лукашенко, собираясь тогда принять председательство в ОДКБ, намеревался их тогда же озвучить на заседании Совета коллективной безопасности и начать продвигать в жизнь. Увы, из-за разразившейся в ту пору российско-белорусской «молочной войны» этого не случилось. Александр Григорьевич демонстративно не приехал на саммит ОДКБ в Москву. К тому же к моменту «молочных разногласий» уже прошла череда других «продовольственных войн» между двумя странами на фоне не прекращающихся вот уже несколько лет газового и нефтяного конфликтов. Тот скандал с неучастием белорусской стороны в саммите «союза семерых» (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) коллеги президента РБ пытались всячески замять, но Минск тем не менее о своих предложениях более не напоминал.
Между тем тогда они сводились к следующим принципиальным аспектам:
— вычленение наиболее важных проблем, решение которых во многом определило бы будущий облик ОДКБ;
— совершенствование текущей деятельности организации в условиях мирового экономического кризиса, оказывающего негативное влияние на безопасность государств «семерки»;
— выработка решений по ряду политических вопросов, в частности по событиям на Кавказе (грузино-югоосетинская «пятидневная война» с участием России) и ситуации в Афганистане (где силы НАТО так и не смогли обеспечить прекращения террористической деятельности талибов, обуздать наращивание производства наркотиков, улучшить социально-экономическую обстановку в этой стране);
— реагирование членов ОДКБ на неприятие Западом инициативы Москвы о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности;
— развитие сотрудничества с другими международными организациями;
— реализация решений по формированию и оснащению Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ;
— ход выполнения программы совместных мер по созданию системы информационной безопасности.
Одновременно белорусский Совбез намеревался поднять вопрос об оснащении армий стран — участниц ОДКБ современным оружием. Здесь также накопилось немало проблем (что требует отдельного анализа, вне темы настоящей статьи).
С позиций нынешнего дня видится, что некоторые белорусские предложения уже в чем-то устарели, иные нуждаются в корректировке и дополнениях с учетом вновь возникших реалий. Но надо полагать, что к декабрю (а то и раньше) Минск представит обновленный план совершенствования работы «семерки».
В данном контексте должно также заметить, что, по словам председателя палаты представителей Национального собрания РБ Владимира Андрейченко, «все 26 соглашений, которые подписаны Белоруссией в рамках ОДКБ, прошли все внутригосударственные процедуры и вступили или готовы вступить в действие». Помнится, из-за «молочной баталии» Минск притормозил свое участие в КСОР, но вскоре эта «закавыка» была преодолена.
ДАБЫ НЕ «БАРАХТАТЬСЯ В КОНФЛИКТАХ»
Надо полагать, белорусское руководство еще раз продумает и представит ОДКБ пути активизации работы по созданию юридически закрепленной на международном уровне глобальной системы безопасности. Именно об этом буквально через два дня после встречи в Минске с Александром Лукашенко подробно говорил Николай Бордюжа на заседании «круглого стола», проведенного Ассоциацией иностранных корреспондентов совместно с Национальным информационным центром РФ.
Наращивать усилия в данной сфере необходимо. Ибо очевидно, что конфликты, подобные нападению Грузии на Южную Осетию (август 2008 года) или междоусобице в Киргизии, не просто подрывают мир и стабильность в отдельных регионах, а весьма зримо обостряют известные угрозы, с которыми сталкиваются многие страны. В зоне ответственности ОДКБ это проявляется достаточно часто и зримо.
Например, как только заполыхало в Киргизской Республике, тут же возросло внимание к этой стране экстремистских группировок в Афганистане. Расчет — юг Киргизии вполне можно использовать в качестве плацдарма для развертывания операций радикальных исламистских движений. В то же время межэтнические столкновения в Оше едва не спровоцировали обострение отношений между Киргизией и Узбекистаном (тоже членом ОДКБ). Благо, обошлось.
Очевидно, что киргизские события эхом отозвались и в Таджикистане, где немедленно вылезли из своих щелей местные боевики. Хотя в данном случае дело, казалось бы, внут- реннее, но это ли не повод для беспокойства в ОДКБ? Тем более что, по словам Николая Бордюжи, как только где-то дестабилизируется обстановка, сразу появляются «новые игроки, которые используют ситуацию для достижения своих политических целей, в том числе с использованием таких методов, как терроризм и экстремизм».
На встрече в Минске генсек ОДКБ и Александр Лукашенко отмечали: сегодня в мире отсутствует глобальная система безопасности, имеются разве что ее фрагменты. Поэтому нет других вариантов, кроме как создать данную всеобъемлющую систему, выйти на юридически обязывающие договоренности, в том числе с участием международных организаций. Вот Белоруссия, возможно, и поставит в ОДКБ вопрос о разработке соответствующих предложений, которые заинтересуют не только партнеров по «союзу семерых». Ибо, как выразился Бордюжа на «круглом столе», «в противном случае мы будем все время барахтаться в конфликтах, эти конфликты будут приводить к противостоянию групп государств и ситуация будет только усугубляться».
В то же время события в Киргизии показали, что Организация Договора о коллективной безопасности отнюдь не оперативно реагировала на события в Бишкеке и других городах государства, являющегося ее членом. Александр Лукашенко в тот период утверждал: если ОДКБ и впредь станет отмалчиваться, не обращать внимания на то, что в одной из стран, входящих в организацию, льется кровь, происходит государственный переворот, дальнейшая деятельность союза окажется бесперспективной.
Президент РБ вместе с тем отметил, что внутри «семерки» ракурсы понимания проблем полностью совпадают лишь у России и Белоруссии, «в то время как у других государств — членов ОДКБ абсолютно свои позиции, взгляды и точки зрения». Исходя из этого заявления можно предположить, что Минск при своем председательстве в организации предложит варианты преодоления ряда существенных разногласий в союзе.
Кстати, вышеупомянутый демарш Минска не только не остался незамеченным, но и нашел определенное понимание, что наглядно показал августовский неформальный саммит ОДКБ, состоявшийся в Ереване. Николай Бордюжа, очевидно, учитывая критику Минска, признал: «Во время событий в Киргизии выяснилось, что некоторые механизмы либо пробуксовывают, либо недостаточно оперативно дают результаты». В связи с этим генеральный секретарь отметил, что совершенствование ОДКБ направлено на то, чтобы в рамках организации можно было бы принимать превентивные меры по «нежелательному развитию той или иной кризисной ситуации, которая может привести к дестабилизации обстановки как в государстве, так и в целом регионе».
Но, как полагают некоторые эксперты, будущие изменения в уставных документах ОДКБ должны коснуться не только повышения эффективности организации в кризисных ситуациях, возникающих в той или иной стране, входящей в «союз семерых». Позиции ОДКБ необходимо укрепить и на тот случай, если, скажем, войска международной коалиции, возглавляемой НАТО, покинут Афганистан, тем более что намеки на эту тему звучат из различных европейских столиц и из Вашингтона. При этом заявленные в 2001 году цели антиталибской операции вряд ли будут достигнуты. И тут к месту задаться вопросом: а не провести ли ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе определенную переориентацию своих Коллективных сил быстрого развертывания? Ибо возможный вывод армейских подразделений Североатлантического альянса и его партнеров может создать такую ситуацию в Афганистане, что потребуется немедленное соответствующее реагирование ОДКБ…
ТРЕБУЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ ОРУЖИЕ
Беспокойство в исполкоме ОДКБ в связи с тем, примет Лукашенко председательство в организации или нет, думается, напрасное. Несмотря на все упреки в адрес Москвы и «союза семерых», звучавшие в последние год-два в Минске, там, однако, всегда подчеркивали, что ОДКБ — организация «очень нужная и полезная» и «роль ОДКБ является особенной для повышения обороноспособности государств-участников и противодействия современным угрозам». Очевидно, подобные постулаты закладываются и в разрабатываемую ныне в Белоруссии новую редакцию Концепции национальной безопасности (разумеется, в более конкретизированном виде).
И «погорячившийся» в прошлом году Лукашенко вряд ли снова будет хлопать дверью, какие бы «козни» против него еще ни придумали в Москве. Ибо в военном плане ОДКБ весьма полезна Белоруссии. Главным образом тем, что в рамках ее — пусть пока ни шатко ни валко — осуществляются-таки поставки оружия, отвечающего современным требованиям. Причем по внутрироссийским ценам. Белорусской армии, оснащенной образцами боевой техники, созданными еще до развала СССР, необходимо перевооружаться так же, как и российской.
В Минске не скрывают, что заинтересованы в приобретении у России прежде всего зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», истребителей Су-30 и фронтовых бомбардировщиков Су-34, учебно-боевых самолетов Як-130 и модернизированных длиннофюзеляжных воздушных транспортников Ил-76, а также ударных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник». Эти чаяния Министерства обороны РБ белорусскому руководству удается определенным образом «продвигать» и через Организацию Договора о коллективной безопасности. Так, генсек Бордюжа недавно заметил: «Чем более современное оружие поставляется в Белоруссию, тем лучше для России, поскольку Россия и Белоруссия создали единую систему ПВО и единую региональную 200-тысячную группировку сухопутных войск, призванных защищать обе страны».
Разумеется, Россия, несмотря на все нынешние политические и экономические разногласия с Белоруссией, заинтересована в том, чтобы ее западные рубежи были надежно защищены. В том, что они основательно прикрыты сегодня, в российском Минобороны вряд ли сомневаются. Косвенно это подтверждает и тот факт, что 21 сентября в России президентским указом был расформирован Московский военный округ, ориентированный в том числе и на белорусское направление. Как известно, МВО объединился с Ленинградским военным округом в новый Западный военный округ со штабом в Санкт-Петербурге, что тоже кое о чем говорит.
По крайней мере понятно, что в рамках единой ПВО белорусские и российские военные должны работать на самой современной технике. И вряд ли когда-либо в военном партнерстве с республикой, которое носит стратегический характер, Москва «опустится» до неких мелочных конфликтов — молочных, сахарных и прочих того же рода. Во всяком случае прошедшие осенью 2009 года российско-белорусские масштабные учения «Запад-2009», которые стали беспрецедентными за годы существования постсоветского пространства по числу задействованных в них военнослужащих, вооружения и боевой техники, продемонстрировали, что Москва и Минск находятся на высочайшем уровне сотрудничества в военной сфере.
Поэтому, как представляется, Россия начнет поставлять, скажем, те же С-400 в Белоруссию не лет через десять, как утверждают некоторые эксперты, а гораздо раньше. По данным «ВПК», в программе перевооружения белорусской армии значится и ОТРК «Искандер». Не исключено, что он поступит в распоряжение белорусских ракетчиков после 2015 года.