Вязкая и тягучая пустота заполняет пространство. Необъяснимая субстанция с плотностью нейтронной звезды, не обязанная ни времени, ни пространству. Её мельчайшие частицы образуют узоры с такими высокими степенями симметрии, что пустота кажется искусственно созданным, разумным организмом.
Теория пустоты. Эфир. Великое философское “ничто”.
То, что не смогли понять самые гениальные астрофизики, успешно воплотилось в металле в 2017 году на немецкой верфи ThyssenKrupp.
Военный суперкорабль водоизмещением 7200 тонн, нагруженный… пустотой.
Сейчас я попытаюсь объяснить, что значат семь тысяч тонн для боевого корабля.
При должном подходе, этого хватило бы для реализации весьма серьезных характеристик.
Такой корабль может резать волну на 32 узлах при совокупной мощности машин 68 тысяч л.с. Комбинированная силовая установка — две паровые турбины, два дизеля, шесть паровых котлов. Для повышения живучести механизмы ЭУ могут быть рассредоточены в девяти водонепроницаемых отсеках (а всего таких отсеков может быть 16).
Потребности в электроэнергии обеспечивали три турбогенератора совокупной мощностью 0,5 мегаватт.
Корабль имел три башни главного калибра (массой 140 тонн). А в погребах боезапаса тускло блестели 1080 заостренных болванок (из расчета по 120 на каждый ствол), весом полцентнера каждая.
ГК дополняли дюжина артиллерийских систем меньшего калибра (в т.ч. могучих “Ахт-Ахт”, зениток калибра 88 мм). Замыкали состав вооружения торпеды, 100 мин заграждения, катапульта и 2 гидросамолета.
— Станислав Лем
Экипаж чудо-корабля состоял, в теории, из 500 моряков. На практике, на борту крейсера обычно присутствовали 820-850 матросов, старшин и офицеров.
Ах, да, чуть не забыл.
После всего этого оставался резерв нагрузки под установку брони. Не самые толстые броневые плиты. Но осторожно! Изделия из стали отличаются своей массивностью.
Вкратце: бронепояс (50 мм) с двумя траверзными переборками (70 мм), скосами (10 мм), переходящими во внутреннюю переборку (15 мм). Горизонтальная защита — плоская броневая палуба толщиной 20 мм, прикрывавшая 100 метров длины корпуса корабля. Стоит заметить, что обшивка корпуса в верхней части борта имела толщину 15 мм, что способствовало дополнительной защищенности корабля. И, разумеется, увеличивало и без того немалую массу корпуса.
Точное значение массы бронезащиты подскажут военные историки, но даже чисто навскидку очевидно, что мы имеем дело с сотнями тонн.
Вот что такое военный корабль с полным водоизмещением семь тысяч тонн. Именно столько оружия, механизмов и различного оборудования помещается в рамках указанного водоизмещения.
Вы скажете — перебор. Но, как иначе мог существовать крейсер “Кёнигсберг”? Это — 1927 год.
Легкий крейсер типа “К” давно канул в историю. Теперь посмотрим, на что потратили 7200 тонн конструкторы современного корабля. Новейший фрегат Бундесмарине типа F125 “Баден-Вюртемберг” (2017 год). Сами немцы стесняются его размеров — в реальности фрегат имеет размеры эсминца.
Чего добились немцы за 90 лет. Результаты — в короткой таблице.
Корпус фрегата имеет большую ширину и меньшее удлинение (8 против 10,4), из-за отсутствия необходимости обеспечения высокой скорости. “Коренастый” корпус с более полными обводами способствует лучшей мореходности и, при одинаковом водоизмещении, имеет больший внутренний объем.
Никто не собирется всерьез сравнивать автоматизацию и ресурс механизмов кораблей, имеющих 90-летнюю разницу в возрасте. Могу лишь отметить, что современный фрегат демонстрирует всю мощь современных технологий. По расчетам, “Баден-Вюртемберг” будет проводить в море до 5000 часов в год (60% времени), без необходимости проведевения длительных межпоходовых и планово-предупредительных ремонтов.
Требования к обеспечению автономности и дальности плавания остались без изменений. Как и 90 лет назад, современные военные корабли такого класса обладают дальностью плавания ~4000 миль. Что это значит для их конструкции? Из-за непрерывного прогресса и повышения КПД силовых установок, современным кораблям, при той же дальности плавания, требуется меньше топлива.
По энергетике современный корабль полностью “сливает” своему предку. И вопрос не в том, нужна ли фрегату-переростку скорость 30 с лишним узлов, а в том, что ЭТО БЫЛО, а теперь этого НЕ СТАЛО. А масса — осталась.
И если это теперь не вес механизмов ГЭУ — то на что был потрачен резерв нагрузки?
Повторюсь, силовая установка “Бадена” имеет не только меньшую мощность, но и лучшие удельные показатели. Меньшая масса (л.с./т), лучшие экономичность и КПД. А если этого не наблюдается, то это означает, что технический прогресс 90 лет топтался на одном месте.
Скорость упала, снизилась мощность, сократились размеры ГЭУ и запас топлива — водоизмещение (ВИ) осталось прежним.
Может быть, образовавшийся резерв конструкторы направили на оружие?
Самое массивное вооружение современного фрегата — носовая 127 мм установка Otobreda в восемь раз легче одной башни крейсера “Кёнигсерг”. Напомню, что таких башен было три. А у современного фрегат в общем-то ничего более массивного нет.
Никакие водомёты, надувные лодки и пластиковые ПКР “Гарпун” не покроют той грандиозной разницы в массе вооружений кораблей разных эпох.
Мощные стволы орудий в подвижных люльках массой по 12 тонн, казенники, лязг цепей системы подачи боезапаса, приводы и подвижные конструкции массой 140 тонн. Здесь отсутствует всякий предмет для объективного сравнения.
Современное вооружение занимает меньше места (сравните радиус обметания стволов “Кёнигсберга” — мёртвая зона, где нельзя установить ничего) и весит во много раз меньше, чем морские пушки 1920-х гг.
Кто не верит — пусть оценит массу подвижной пусковой установки RAM (масса ЗРК вместе с ракетами менее 8 тонн) и сравнит это значение со спаренной зенитной установкой С/32 калибра 88 мм (24 тонны).
Вы, наверное, вспомните про современные средства обнаружения и управления огнем. Радары-сонары, которые по размерам и массе могут (якобы) выходить далеко за пределы разумного. Это — искомая “тёмная материя”, которая и занимает большую часть ВИ современного корабля.
Хорошо если бы так.
Увы, никакие “50-килограммовые флешки” (встречалась такая байка) и пр. шедевры военной электроники , сделанной по военным стандартам, с защитой от ЭМИ, с полукилограммовыми штекерами и необходимостью обдува 5-ю вентиляторами, не смогут компенсировать отсутствие хотя бы одной 140-тонной башни главного калибра.
Я уже не говорю про броню и невероятно мощную (и длинную), по современным меркам, силовую установку — особенности конструкции, которые “съедали” значительную часть ВИ кораблей Второй мировой.
Сейчас вместо всего — радиолокатор Cassidian TRS-4D с активной фазированной антенной решеткой. (Говорим так, будто на кораблях прошлых эпох не было громоздких дальномерных постов и аналоговых счетно-решающих устройств, размером с целую комнату. Ну да опустим этот вопрос, упростив задачу).
Возвращаясь к многофункциональному радару. Никаких неподъемных 50-кг “флешек” там нет. По данным, предоставленным самим разработчиком Airbus Defence, радар представляет компактную систему (это не вращающиеся полотна РЛС на кораблях 60-х гг.), состоящую из четырех модулей АФАР. Все оборудование помещается в башенноподобной мачте, установленной в передней части надстройки фрегата.
Косвенно, об этом свидетельствуют массогабариты радаров наземных ЗРК, например 91Н6Е (С-400), помещающейся на мобильной платформе (тягаче МЗКТ-7930). При несопоставимых характеристиках радаров — отечественный С-400 имеет вдвое (!) большую дальность обнаружения аэродинамических целей.
Для тех, кто еще не понял — корабельный радар “Баден-Вюртемберга” обладает весьма скромной, по современным меркам, дальностью обнаружения, уступая по энергетическим возможностям (а следовательно — массогабаритам) признанным фаворитам в области ПВО.
И если радиолокационные комплексы ЗРС С-400, PAC-3 “Патриот” или дальнобойного THAAD помещаются на мобильных шасси — то с чего бы скромный радар Caassidian TRS-4D вдруг весил бы сотни тонн?!
Ведь это даже ни разу не “Иджис”.
Гидроакустическая станция? Традиционно крупный и тяжелый элемент современного корабля.
Три раза “ха”. На новом немецком фрегате её нет.
Источники говорят только о противодиверсионной системе обнаружения боевых пловцов.
Может быть, современные конструкторы тратят сотни и тысячи тонн на системы защиты от оружия массового поражения? Герметизацию, фильтры, систему орошения палуб?
Нет, господа. Со всей уверенностью могу заявить, что эти элементы никак не влияют на размерения. И весят достаточно мало, чтобы остаться незаметными на фоне габаритов корабля. История знает примеры, когда системы ПАЗ и принудительного кондиционирования воздуха устанавливались на кораблях позднего периода ВМВ, без какого-либо заметного влияния на их конструкцию. Пример — тяжелый крейсер “Вустер”.
7200 тонн пустоты.
Это более чем странно. Построенные на рубеже тысячелетий, немецкие фрегаты предыдущего типа “Саксония” (F124) имели больший экипаж, большую скорость и несли оружие иного масштаба.
Два радара. Первый — APAR, массогабаритный аналог Cassidian TRS-4D, с четырьмя АФАР.
Второй — мощный дециметровый S1850M с механическим сканированием (вращающийся антенный пост) с дальностью обнаружения целей ~1000 км.
И, в дополнение к двум ЗРК самообороны RAM, имели 32 пуковые установки для зенитных ракет “Стандарт-2” (в перспективе — возможно размещение противоспутниковой “Стандарт-3”). А это уже совершенно иные возможности. Это не “Баден-Вюртемберг”, чье ПВО заканчивается в 9 км от корабля.
В остальном, “Саксония” несет те же “Маузеры”, “Гарпуны” и вертолёты. И, кстати, оснащена подкильной противолодочной ГАС.
В чем же шутка? Фрегаты предыдущего поколения имели меньшее водоизмещение, чем “Баден-Вюртемберг”. На целую тысячу тонн!
Объяснение парадоксов
Как уже отмечалось замечалось в прошлых статьях, посвященных необъяснимой пропаже водоизмещения на современных жестянках боевых кораблях, в процессе проектирования могут легко “потеряться” 7, и 8 , и 15 тысяч тонн, растраченные в пустоту.
И это, ни в коем случае, не укор высококлассным специалистам-конструкторам. Это — следование трендам, направленным на оптимизацию флота под декоративные функции и задачи.
Можно разместить мостик (смотровую площадку) со всеми коммуникациями и рабочими местами для десятков моряков на высоте девятиэтажного дома. Это — в эпоху цифровой техники, средств дистанционного контроля и камер высокого разрешения.
Вы скажете — рискованно. Экипаж не сможет вести корабль случае поражения телекамер и датчиков мощным электромагнитным импульсом (ЭМИ). Встречный вопрос — неужели матросы, во время ядерного взрыва, матросы будут стоять и любоваться с мостика яркой вспышкой?
Глупости. Мостик, превращенный в смотровую площадку — для красоты.
А новые немецкие фрегаты — для несения службы в мирное время.
Отсюда — высоченные борта и надстройка. Гигантский ангар, стены и крыша. А что внутри? Внутри — четыре надувные лодки. И короба газоходов ГЭУ.
“Баден-Вюртемберг” — апофеоз современных тенденций в кораблестроении.
При этом, нельзя исключить и такой момент. Как и большинство европейских кораблей, “Баден-Вюртемерг” вступает в строй конструктивно недогруженным. В случае необходимости, на его борту может быть установлено дополнительное вооружение. Самый очевидный вариант — зарезервированное место под ячейки УВП в носовой части фрегата. Навскидку — 16 ПУ типа Марк-41.
Разумеется, сказанное не сможет покрыть той грандиозной разницы в вооружении, радарах и СУО между “Баденом” и «устаревшей» “Саксонией”. Но, очевидно, что полное водоизмещение проекта F125, в его нынешнем состоянии, несколько меньше заявленных 7000 тонн.
В качестве эпилога можно добавить следующее: в конструкции современных кораблей скрыты большие резервы. При изменении условий технического создания, конструкторы легко воплотят в жизнь любые пожелания заказчика. Также легко, как они могут растратить 7000 тонн в пустоту.