Истребители шведского производства JAS 39 «Gripen», которые победили в швейцарском тендере, не соответствуют минимальным техническим требованиям, предъявляемым Военно-воздушными силами Швейцарии. Доклад комиссии швейцарских ВВС, сделанный 9-го ноября 2009 г., оказался в распоряжении газеты «Зоннтагс Цайтунг».
Согласно этому докладу, с 28 июля по 5 декабря 2008 г. комиссия Военно-воздушных сил Швейцарии проводила сравнительный анализ трёх самолётов, конкурировавших в тендере на закупку истребителей. Участниками конкурса были следующие самолёты: 1) «Eurofighter Typhoon»; 2) «Rafale» французской компании «Dassault»; 3) шведский JAS 39 «Gripen» производства «Saab».
Победитель, в соответствии с условиями тендера, должен был набрать по результатам всех испытаний не менее 6 баллов по 10-балльной шкале. В 6 баллов из 10 швейцарцами были оценены стоящие на вооружении с 1997 г. американские истребители «F/A-18 Hornet».
Лидером испытаний был признан французский самолёт «Rafale», набравший 6,98 балла (оценка «удовлетворительно»). «Rafale» справился со всеми заданиями, включая ударные, разведывательные миссии и ведение воздушного боя. Надо заметить, что этот самолёт высоко оценили и швейцарские пилоты. Единственным «слабым звеном» истребителя, как полагают швейцарские специалисты, является нашлемная система отображения информации.
Второе место занял «Eurofighter Typhoon». Он в общем зачёте получил 6,48 балла. «Тайфун» в целом успешно прошёл испытания, но швейцарским специалистам не очень понравились его показатели в ходе ведения условного боя. Другим слабым местом «Тайфуна» эксперты из комиссии сочли бортовую систему радиоэлектронной борьбы.
А вот бортовая система РЭБ JAS 39 «Gripen» швейцарцам понравилась. Но дело в том, что ни с одним из испытательных заданий шведский истребитель не справился. В общем зачёте «Gripen» получил только 5,33 балла — и оценку «неудовлетворительно». Как видим, он продемонстрировал наихудший результат, ниже шести баллов, в которые был оценен устаревший F/A-18 «Hornet».
Несмотря на этот провал, в декабре 2011 г. швейцарское Министерство обороны заявило о победе «Saab» в самолётном тендере. Как отмечает «Зоннтагс Цайтунг», решающую роль при выборе военных сыграли вовсе не технические показатели, а… стоимость истребителя. Как предполагают эксперты, двадцать два шведских самолёта обойдутся швейцарцам в 2,5-2,8 млрд. франков (2,7-3,0 млрд. долл.). При этом «Dassault» за восемнадцать своих самолётов просила у Швейцарии 2,7 млрд. франков.
Контракт с «Saab» на поставку истребителей для ВВС Швейцарии, как сообщалось, будет подписан после правительственного утверждения результатов проведённого тендера в феврале текущего года. Поставка первого «Gripen» в Швейцарию, вероятно, состоится в 2015 г.